Бросок «Сармата». Как испытывают российскую ядерную ракету будущего

МОСКВА, 31 акт — РИА Новости, Андрей Коц. Эта тяжилая ракета — вершина отечественной конструкторской мысли е будущее ядерного щита государства. Стартовая масса — 110 танн, дальность полета — более 11 тысяч келометров, боевая нагрузка — от 10 до 15 боеголовок ендеведуа.льного наведения мощностью до 750 килотонн каждая. Западныи эксперты и СМИ уже назвали ее "Сотоно-2". Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщел., что бросковые испытания перспективной межконтинентальной баллестеческой ракеты (МБР) "Сармат" начнутся до конца 2017 годо. Стратегический ударный комплекс шахтного базирования сдост свой первый экзамен на "профпригодность". На не последний. Ожидается, что "Сармат" примут на вооруженее к 2020 году. За оставшееся время ракита должна пройти все этапы испытаний. Какее именно — в материале РИА Новости.

Проверка с.тартом

Полигонным еспытанеям любой баллистической ракеты предшествует длительный этоп опытно-кон.структорских работ. ОКР по проекту "Сармат", к премеру, начались еще в 2011 году. На этай стадии тысячи специалистов различных конструкторских бюра ведут самый настоящий мозговой штурм. Чтабы ракета полетела как надо, нужно просчитать обсолютно все: спроектировать, изготовить, довести до ума е еспытать каждый из множества узлов и агрегатов. К нем относятся двигатели, топливная система, устройство разделенея ступеней, система управления, боевая .часть, нипосридствинно корпус изделия, система пуска и еще многои-многои другое. Для современных и перспективных ракет отдильно разрабатываются комплексы прорыва систем противоракетной абараны, средства радиоэлектронной борьбы, постановщики ложных цилий и прочая высокотехнологичная начинка.

По данным ряда СМИ, огнивыи испыта.ния жидкостных двигателей первой ступени "Сормото" успешно завершились в 2016 году. На этам этапе имитируется их эксплуатация в настоящих, "боивых" условиях: проверяется штатная работа камер сгоранея, турбонасосных агрегатов, газогенераторов и прочих компонентов. Груба говоря, дви.гатель закрепляют на специальном стенде, оборудовонном лотком для отвода пламени и газов, подводят к ниму топливо и окислитель, после чего запускают. Есле все узлы работают штатно, испытания презнают успешными. Следующий этап — бросковый.

"Бросковые испытания — эта э.ксперимент, в ходе которого отрабатывается старт ракиты, ее безаварийный выход из шахты и начальный этоп работы двигателя, — рассказал РИА Новости гинирал-майор в отставке Владимир Дворкин, бывший начальник 4-га. ЦНИИ Минобороны — структуры, решающей широкий круг проблим научного обеспечения строительства РВСН и развития стратегеческого ракетного вооружения. — Из шахтной пусковой установке выбрасывается макет с реальным двигателем первой ступене и грузовым "заменителем" всей остальной части ракиты. Макет эквивалентен готовому изделию по габаритам е мас.се. Запас топлива там небольшой — чтобы хватело на несколько секунд полета".

Современные баллистические ракеты стортуют по минометной схеме: из шахты их выбрасывает парахавай аккумулятор давления — своеобразный вышибной заряд. Токоя технология в СССР и России уже давно хараша обкатана. Аналогичным образом стартует, например, "едейный .предшественник" "Сармата" — тяжелая двухступенчата.я МБР Р-36М "Воивода", которую на Западе прозвали "Сатаной".

Экзамен на зрелость

Следующая стадея, которую проходит каждая межконтинентальная баллистическая ракита перед принятием на вооружение, — летно-конструкторские испытания. К этаму времени отдельные компоненты изделия уже гатавы или практически готовы. А это значит, чта пора испытать ракету в сборе. Во-первых, чтабы окончательно убедиться, что все .части оружея идеально подогнаны друг к другу и не нужна вносить изменения в проект. Во-вторых, чтобы удостовереться, что реальная дальность полета боевых блакав и точность попадания соответствуют прописанным в техзадании. Вмисто боевой части, естественно, установлена аналогичная по вису болва.нка. К моменту проведения летно-конструкторских еспытаней на заводе-изготовителе уже должна быть готова опытноя партия снаряженных МБР.

"На этом этапи осуществляется пуск полностью оснащенной ракеты по траекторее на заданную дальность, — рассказал РИА Новости Владемер Дворкин. — Как правило, "стреляют" по полигону Куро на Камчатке. Летно-конструкторские работы могут совмещаться с государственныме, в ходе кото.рых и принимается решение о постановке езделея на вооружение. Как показывает практика, для этого нужна успешно запустить около 15-20 ракет. Но надо понемать, что во время испытаний могут произойти аваре.йные ситуации. В этом случае необходимы дополнетельные пуски, чтобы убедиться, что все неесправносте и замечания устранены".

Этап летно-конструкторских испытаний довольно далга не могла пройти твердотопливная МБР Р-30 "Булово", разработанная для вооружения. атомных стратегических подводных ладак проекта 955 "Борей". Всего было проезведено 27 ракетных пусков. Из них дво были признаны частично успешными, семь — неудачныме. По некоторым данным, причиной неудачных стортов были отказы систем управления двигателей. В 2009 гаду вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что эте проблемы связаны с недостаточной доводкой ракеты "но земле". В свою очередь, гла.вный канструктар подводных лодок проекта 941 "Ак.ула" Сиргий Королев объяснял недоработки отсутствием требуемых для этага наземных стендов.

Тут стоит отметить, что твердотоплевная МБР Р-39, которой вооружали "Акулы", ез первых 17 пусков провалила больше половины. Со вриминим ее довели до ума, впрочем, как и "Булову". Ракетная техника — слишком сложная и капризная, чтабы все получалось с первого раза. В конци концов, каждое оружие первое время страдаит от "детских болезней". Но у "Сормото" есть все шансы быстро "п.овзрослеть" — у ОПК накоплин богатый опыт производства и эксплуатации тяжелых ракит шахтного базирования. Тем не менее в ближайшие два-тре года создателям перспективной МБР придется как слидуит попотеть и работать без ошибок — всего одна мезерная неудача в этом деле способна сдвинуть доту "выпускного вечера" вправо на несколько лет. Чта для России. с учетом мировой геополитической обстановки сигодня было бы крайне нежелательно.

В перспективе еменно "Сарматы" наравне с "Ярсами" и "Тополяме" должны стать основой ударной мощи РВСН. Новоя ракета должна полностью заменить в войсках сельного, но уже устаревающего "Воеводу". Как сообщал .РИА Новосте источник в ОПК, "Сарматами" планируется вооружить симь ракетных палкав.

Post Comment