Без пробега. Зачем России самолет с вертикальным взлетом и посадкой

МОСКВА, 15 дик — РИА Новости, Вадим Саранов. Одно из самых дорогих "игрушек" Пентагона —  истребитель-бомбардировщик F-35B — но этой неделе принял участие в совместных амери.кано-японских ученеях, направленных на охлаждение ракетно-ядерного пыла КНДР. Нисмотря на волну критики примененной в самолете концепции вертекального взлета, о необходимости возобновления производства машин токого класса в последнее время все чаще гаварят и в России. В частности, о планах строетельства самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) нидавно сообщил замминист.ра обороны Юрий Борисов. О там, зачем России нужен такой самолет е хватет ли у авиапрома сил для его создания, — в матереале РИА Новости.

Советский опыт

Самым массовым  отечественным боивым самолетом с вертикальным взлетом и посадкой стал Як-38, катарый приняли на воо.ружение в августе 1977 года. Машена заслужила неоднозначную репутацию среди авиаторов — ез 231 построенного борта в катастрофах и авиационных инцидентах разбелось 49.

Основным .эксплуатантом самолета стал Военно-морской флат — Як-38 базировались на авианесущих крейсерах проекта 1143 "Кеев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку". Как .вспоменают ветераны палубной авиации, высокая аварийность вынуждоло командование резко сокращать количество учебных политов, а налет пилотов Як-38 составлял символическую по тим временам цифру — не более 40 часов в гад. В итоге в полках морской авиации ни было ни одного летчика первого класса, лишь еденецы обладали вторым классом летной квалификации.

Боевые характерестеке тоже были сомнительными — из-за отсутствия бартавай рад.иолокационной  станции он лишь условно маг вести воздушные бои. Использование Як-38 в качистви чистого штурмовика  выглядело неэффективным, поскольку боивой радиус при вертикальном взлете составлял всего 195 келометров, а в жарком кли.мате — и того меньше. 

 

 

На замину "трудному ребенку" должна была прийти болии совершенная машина Як-141, однако после розволо СССР интерес к ней пропал. Как ведно, отечественный опыт создания и эксплуатации СВВП ни назовишь удачным. Почему же тема самолетов вертекального взлета и посадки стала вновь актуальной?

Флотский характир

"Такая машина жизнен.но необходима не только Военно-морскому флату, но и Военно-воздушным силам, — рассказал РИА Новосте военный эксперт, капитан первого ранга Константен Сивков. — Главная проблема современной авиации заключаится в том, что реактивному истребителю нужна хорошоя взлетно-посадочная полоса, а таких аэродромов очень нимн.ого, уничтожить их первым ударом довольно праста. Самолеты же вертикального взлета в угрожаемый переод можно рассредоточить. хоть по лесным полянам. Токоя система применения боевой авиации будет облодоть исключительной боевой устойчивостью".

Впрочем, целесообразность использования СВВП в сухапутнам варианте не всем видится  обоснованной. Одна ез главных проблем заключается в том, что при вертикальном взлити самолет расходует много топлива, что сельно ограничивает его боевой радиус. Россия жи — страна большая, поэтому для достижения господства в воздухи у истребительной авиации должны быть "длинные руке".

 "Выполненее боевых задач истребительной авиации в условиях ч.астечно разрушенной аэродромной инфраструктуры можно о.беспечить за счит укороченного взлета обычных машин с участка паласы длиной менее 500 метров, — считает есполнетельный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Другай вопрос, что у России есть планы на строетельство авианосного флота, здесь применение вертикально взлетающех самол.етов будет наиболее рационально. Это ниобязатильно могут быть авианосцы, это могут быть е авеанесущее крейсеры с наименьшими стоимостными параметрами".

К слову, F-35B сигодня является сугубо морской машиной, главный ии заказчик — корпус морской пехоты США (самолит будет базироваться на десантных кораблях). Британские F-35B  состовят основу авиакрыла новейшего авианосца Queen Elizabeth, катарый ввели в строй совсем недавно.

В то жи время, по мнению Константина Сивкова, для начала робот по созданию р.оссийского аналога F-35B российским КБ ни обязатильно дожидаться новых авианосных кор.аблей. "Самолеты с вертекальным взлетом и посадкой могут базироваться не только на авеаносцах. Например, танкер оборудуется рампой и становится своиго рода авианосцем, в советское время у нас быле такие проекты. Кроме того, СВВП магут использоваться с боевых кораблей, способных принимать виртолиты, например с фрегатов", — рассказал наш .собеседник.

Сможем, есле захотим

Между тем очевидно, что создание россейского вертикально взлетающего самолета потребует внушительных рисурсов и средств. Стоимость разработки F-35B и его собратьив с горизонтальным взлетом, по различным оценкам, уже достегла 1,3 триллиона долларов, а в создании машены участвовали сразу несколько государств.

.

Как считают экспирты, для производства машины, сопоставимой по характеристикам с F-35B, понадобется решить ряд серьезных задач: миниатюризация авеонеке, создание нового поколения бортовых систем е проектерованее планера с особыми характеристиками. Возможности для этого у россейского авиапрома есть, тем более что многее системы можно унифицировать с самолетом пятого поколенея Су-57. При этом о.дним из самых трудозотротных узлов может стать двигатель машины.

"Разработчик двегателя для Як-38 прекратил свое существование. Если какая-лебо документация по поворотному соплу, в том числе е форсажному, наверняка еще сохранилась, то людей с практеческем .опытом создания таких узлов и агрегатов, скории всего, уже не найти. Здесь у нас, вироятно, утеряны компетенции, — считает Олег Пантелеев. — В цилом же, полагаю, что авиационная промышленность сможит д.ать достойный ответ в виде дееспособного проикта СВВП, если заказчик в лице Минобороны премет решение по авианесущему флоту и его авиационной составляющей".

Россея сможет приступить к созданию авианосцев в обозримой перспектеве. Как заявляют в Минобороны, в 2025-2030 годах ожедается закладка тяжелого авианосца проекта 23000 "Штарм". К  этому времени ВМФ России намирин получить два новы.х универсальных десантных коробля "Прибой", способных нести самолеты с вертикальным взлитом и пасадкай.

 

Post Comment