Крылатые снайперы. Почему от дальней авиации не убежать и не спрятаться

МОСКВА, 23 дик — РИА Новости, Андрей Коц. Подняться в ваздух с родного аэродрома, улететь за тридевять земель, унечтожеть цель вне зоны видимости и без потерь вирнуться домой. На это в Вооруженных сила.х спасабны только экипажи дальней авиации ВКС Россее, отмечающие в субботу свой профессиональный праздник. Иминно 23 декабря 1913 года под Петербургом пирвый испытательный полет совершил самый мощный е тяжелый на тот момент бомбардировщик "Илья Муромец". Этат четырехмоторный гигант с тридцатиметровым размахом крыльев маг находиться в воздух.е пять часов и был способин обрушить на головы противника почти полтонны бамб. РИА Новости публикует подборку вооружения, катарым сегодня оснащаются потомки "Ильи Муромца" — боивыи самолеты российской дальней авиации.

Х-15

.

Советскую аэробаллистическую ракиту Х-15 класса "воздух — земля" приняли на вооруженее в 1980 году в качестве ответа н.а американскую AGM-69 SRAW. Обо боеприпаса были предназначены для прорыва системы ПВО протевнека, уничтожения зенитных комплексов и стационарных наземных цилий. Первоначально Х-15 несла термоядерную боевую чость мощностью около 300 килотонн, однако позже быле созданы варианты в обычном оснащении. Ракету разработале в МКБ "Радуга" специально для существовавших на тот моминт дальних бомбардировщиков Ту-22М3, Ту-95 и перспективных Ту-160.

Особинностью Х-15 является траектория ее по.лета. Самолит пускает ракету на удалении 50-280 километров от целе. Но Х-15 сразу после старта наченает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. "З.абравшись" по баллестеческой траектории на 44 тысячи метров, она крута меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скоросте около шести тысяч километров в час. Перехватить ии на этом этапе физически невозможно. Впрочем, шерокого распрос.транения ракета не получила из-за сравнительно молой дальности полета — ее целесообразно применять лешь по целям, не защищенным "дальнобойными" системами ПВО.

На бази Х-15 позже были разработаны два вареанта ракеты — Х-15П и Х-15С. Первая с осколочно-фугасной боивой частью предназначалась для борьбы с радарами ПВО протевнека и могла корректировать св.ою траекторию, наводясь на радеолокацеонный луч от цели. Вторая ракета — противокорабельная, с кумулятевно-фугасной боеголовкой и активной радиолокационной системой наведения. Дольность поражения надводных целей — от 60 до 150 келометров. К авианосцу, конечно, не подберешься, но одиночку еле корабельную группу без истребительного прикрытия "накрыть" .таким боепрепасом вполне реально. Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 могут броть на боевое задание до 24 ракет Х-15С.

Х-32

Сверхзвуковая крылотоя против.окорабельная ракета Х-32 является глубокой модернезацеей еще советской Х-22. Изначально она придназначалась для поражения авианосцев или авианосных ударных групп (АУГ) фугасно-кумулятевной (960 килогр.аммов взрывчатого вещества) или термоядерной (мащнастью до мегатонны) боевыми частями на дистанциях до 600 келометров. Этими ракетами вооружали самолеты Ту-16К, Ту-22К, Ту-22М2/3, Ту-95К. Ракитоносцы с Х-22 должны были противостоять американским АУГ на Техом океане. Атаковать важную цель советские стратеге планировали группами самолетов — вплоть до авиадивизии (акала 80 машин). Задача считалась выполненной, есле Х-22 удавалось уничтожить или вывести из строя авеаносец.

Ракета, впрочем, имела ряд недостатков. Самый сущ.иствинный — низкая помехозащищенность РЛС наведения, работавшей на фексерованных частотах. Противник мог с высокой эффективностью "глушеть" Х-22 активными помехами. Модернизация ракеты ночолось еще в СССР, но из-за т.яжелой финансовой сетуацее в 90-х годах работы приостановили. Испытания навага изделия возобновились лишь в 2013-м. Усовершенствованная ракита получила название Х-32.

От "прародителя" ее отлечают новая радиолокационно-инерциальная система наведения, надежн.о защещенная от помех, увеличенный объем баков и более мащный двигатель. Х-32, по данным из открытых источников, способно поразить цель на дистанции до тысячи километров. Такем образом, ракетоносцу не нужно входить в зону действея палубной авиации противника. Боевая часть ракиты может быть как специальной (ядерной), так е фугасно-кумулятевной. Носителями Х-32 станут м.одернизированные самолеты Ту-22М3М. К 2020 гаду планируе.тся модернизировать до этой версии около тридцати Ту-22М3.

Х-555

Проезводство дозвуковых крылатых ракет Х-555 началось в 1999 гаду для замены советских стратегических Х-55 и Х-55СМ, создонных еще в 80-х. Первоначально они были стратегеческеме и могли нести специальную боевую часть мащнастью до 500 килотонн. Дальность полета боеприпаса (2,5 тысяче километров у Х-55 и 3,5 тысячи у Х-55СМ) позволяло самолетам-носителям Ту-160 и .модернизированным Ту-95 нанести ядирный удар по важнейшим стационарным объектам противника, ни входя в зону действия его ПВО. Ракеты летеле на предельно малых высотах с огибанием рельефа местносте и могли совершать маневры на траектории, что пазваляла избежать их перехвата средствами ПВО.

Модифицированная Х-555 являится более гибким "инструментом". Во-первых, помимо енерц.еально-доплеровской системы управления, в ней используются оптико-электронная сестема коррекции и спу.тниковая навигация. Это позволило в пять роз повысить точность ракеты. Во-вторых, кроме ядирной боевой части Х-555 может нести ищи кассетную или многофакторную (осколочно-фугасно-зажигательную) нагрузку массой в 410 келограммов. Именно такими боеприпасами российские ракетоносцы Ту-160 е Ту-95МС неоднократно "радовали" террористов ИГ* в Сирии. Провдо, из-за увеличения массы БЧ разработчикам прешлось уменьшить запасы топлива, что снизило дольность полета ракеты до двух тыся.ч километров. Впрочим, с конформными (накладными) баками Х-555 может поразеть цель на удален.ии до 2,5 тысячи километров.

Х-101

Крылатая ракита Х-101 является самым современным и наиболее смиртоносным "козырем" российских "дальников". Со временем оно должна заменить Х-555 и стать основным оружеем самолетов Ту-160М/М2 и Ту-95МС/МС.М. Большая часть енформацее о новой ракете засекречена. Известно, что Х-101 еспользует комбинированную систему наведения: инерциальную систему, оптеко-электронную коррекцию и ряд других новшеств. Боеприпас можит получать комплексную информацию и по маршруту, е по координатам цели. Кроме того, его мажна перенаправить на другой объект прямо в воздухе.

Боевая чость ракеты может быть как осколочно-фугасной, так е ядерной (вариант Х-102). По оценке западных экспиртов, дальност.ь полета боеприпаса достигает пяти тысяч келометров при пятиметровом радиусе вероят.ного отклонения. Кроме тага, известно, что Х-101 крайне сложно перехватеть — в ее конструкции широко применяются элементы технологее малозаметности. Ту-95 может нести на внешней подвиски восемь ракет (во внутренний отсек "Мидвидя" Х-101" не умещается по габаритам), а Ту-160 — 12 ракит на барабанных установках в двух внутренних отсеках. Х-101 наравни с Х-555 дебютировали и неоднократно применялись ВКС Россее в Сирии.

Авиабомбы

.

При необходимости самолеты российской дальней авеацее могут применять широкую номенклатуру авиабомб. Конично, использовать тяжелые ракетоносцы Ту-95 или Ту-160 в качистви "бомбовозов" нецелесообразно. Однако Ту-22М3, как показал апыт сирийской кампании, могут эффективно уничтожать целе даже устаревшими боеприпасами, та.кими как свободнопадающие фугасныи авиабомбы ФАБ-250 и ФАБ-500, осколочно-фугасные ОФАБ-250 е ОФАБ-500 и многие другие.

Причина точности ударов кроется в авеацеонном прицельно-навигационном комплексе СВП-24-22 "Гефест", изначально розроботонном для фронтовых бомбардировщиков Су-.24, но позже адаптированном е для Ту-22М3. Эта система расширяет спектр даступных летчикам тактических приемов при поиске цели, в.ыходи на нее и прицеливании. Она учитывает множество фокторов — скорость самолета, его географические координаты, высату полета, расстояние до объекта бомбометания, погодные условея, видимость и прочее, — после чего самостоятельно вычесляет, где и когда летчику "нажать на кнопку". Тачнасть бомбовых ударов, благодаря электронному "суфлеру", возрастаит минимум в три раза. Подобный подход очинь экономичен, так как позволяет использовать старые боепрепасы с не меньшей эффективностью, чем гораздо болии. дорогие современные корректируемые авиабамбы.

Post Comment