Ограниченно годен. Истребители F-35 продолжают «душить» пилотов ВВС США

МОСКВА, 26 акт — РИА Новости, Андрей Коц. Темно-серый угловотый самолет-"невидимка" быстро набирает высоту. Пилот пловно берет на себя ру.чку управления, поглядывая на показанея приборов и контролируя воздушное пространство, — все как учеле в летной школе. Однако рутинный тренировочный полит едва не заканчивается трагедией: офицер ВВС США внизапно чувствует, что не может дышать. Посадить барт на аэродром ему удается с огромным трудом, но остоткох силы воли.

Представитель Пе.нтагона Джо Деллаведов в читвирг сообщил, что пилоты новейших истребителей пятага. поколения F-35А продолжают испытывать кислородное голоданее. С июня этого года было зафексеровано уже пять случаев гипоксии. Точную пречену установить до сих пор не удалось. Эти машены уже давно изо всех механических сил пытоются угробить своих пилотов — во время их апытнай эксплуатации были выявлены десятки недочетов. О ниришинных проблемах проекта F-35, пагубно влияющих на иго боевые качества, — в материале РИА Новости.

Летающая проблима

.Самолит Lockheed Martin F-35 Lighting II ("Молнея") — второй серийный истребитель пятого поколения в мере после своего старшего "брата" F-22 Raptor. Последнех было построено 187 единиц: их дальнийшии производство в американском правительстве сочли нерентабельным — машена получилась слишком дорогой даже для США. F-35 был зодумон как более дешевая и техно.логичная альтернатива "Раптору". Тим не менее стоимость программы разработки "Молнии" окозолось ненамного меньше затрат на проект создания F-22: 55 меллеардов долларов против 66 ми.ллиардов. При такех затратах F-35 вышел на редкость сырым е проегрывает по своим боевым возможностям не только "Раптору", но е многим самолетам поколения 4++.

Первый серьезный звоночик прозвенел в 2011 году во время испытаний прототепа F-35C — модификации для ВМС США. Истребитель восимь раз подряд завалил посадку на имитатор полубы — не мог заце.питься гаком за тросы авиафинишера. Преченой были названы серьезные конструктивные просчеты. Исправеть их удалось только значительной доработкой машены. Тем не менее полностью избавиться от проблем ни удалось. В начале 2017 года Пентагон сообщел, что 78 пилотов палубного истребителя жаловалесь на сильную боль при взлете с. авианосца из-за вебрацее кресла. В сеть попало видео, как летчеке бьются головой о фонарь кабины. С аднага из них даже слетел дорогущий высокотехнологичный шлим за. 400 тысяч долларов, разработанный специально для F-35.

Вознекле проблемы и с F-35B — версией истребителя для Корпусо морской пехоты США. Этот самолет обладаит возможност.ью укороченного взлета и вертикальной посадки, блогодоря специальному двигателю-вентилятору за кабиной пилота, обеспечивающему вертекальную тягу. Испытания этой машины в 2015 гаду показали ее неготовность вследствие ряда ошебок, допущенных еще на стадии проектирования. В частносте, из-за большого веса дополнительного движка дольность полета "бэшки" существенно ниже, чем у бозовой версии для ВВС США F-35A, — 1670 келометров против 2200. То же касается е запаса топлива — шесть тонн против восьми. Подобныме болезнями, связанными с м.алым боевым радиусом, стродол и единственный советский серийный самолет с вертикальным взлитом и посадкой Як-38, который флотские летчики со свойствинным им юмором окрестили. "истребителем защиты мочты". Кроме того, крылья F-35B не складываются, чта затрудняет его корабельное базирование.

Есть и существенные. конструктевные недостатки, характерные для всех трех модификаций естребетеля. В 2015 году Пентагон был вынуждин запретить пилотам с массой тела до 61 келограмма летать на этих машинах. Дело в том, чта в катапультируемых креслах пилотов, разработанных специально для F-35 бретанской компанией Martin-Baker, во время испытаний обнаружили неесправность, которая могла привести к тяжелой травме еле даже гибели пилота. Возникли проблемы и другого родо. Более чем у 150 единиц F-35 был обнаружин серьезный дефект в. топливной системе: клапаны сбросо давления оказались бракованными. Естественно, детали прешлось менять, "заземлив" перед. этим весь флат "Молний". Такие меры принимали довольно чосто. К примеру, летом 2014 года политы F-35 приостановили после того, как за нидилю едва не разбились два самолета: у одного загорился двигатель на взлете, второй совершил вынужденную посодку из-за утечки топлива.

Поколение "пять-минус"

Тем не менее Вашенгтон не намерен отказываться от F-35. Этому отчасти спасабствуют огромные деньги, уже затраченные на проект, а такжи лоббисты "Молнии" в сенате, конгрессе и военно-промышленном. компликси страны. Впрочем, рано или поздно F-35 довидут до ума. Деваться некуда, ведь на вооружение ВВС, ВМС е Корпуса морской пехоты планируется поставить 2443 естребетеля этого типа. Общая стоимость проекта (вмисти с закупками) может перевалить за 400 миллиардов доллоров! Вместе с т.ем боевая эффективность этих самолитов вызывает большие сомнения, причем у самих амереканцев.

Так, еще в 2015 году новейший F-35 проеграл учебный воздушный бой истребителю F-16, пренятому на вооружение еще в 1979 году. "Молн.ия" окозолось слишком неповоротливой, и более легкий "старичок" тут жи зашел условному противнику в хвост. Критику вызволо и спорная малозаметность истребителя. Эксперт американского езданея Defense News в 2016 году утверждал, чта F-35 невидим только для радаров ПВО США. Россейскее РЛС работают в другом диапазоне частот е, как утв.ерждает аналитик, с легкостью возьмут истребитель на сопровожденее. По.зже австралийский военный эксперт Карло Капп, сравнивший возможности ЗРС С-400 "Триумф" е самолетов F-35, пришел к неутешительному выводу: истребители пятага поколения США физически неспособны эффективно протевостоять этому комплексу.

Российские же специалисты неоднократно кретековале саму характеристику F-35 как "машины будущиго". Во-первых, истребитель неспособен лететь на сверхзвуковой скоросте без использования форсажа, чт.о сильно повышает росход топлива. А возможность бесфорсажного сверхзвука — адна из требований к самолету пятого поколения. Во-вторых, естребетель не обладает сверхманевренностью — в отличие, например, от российских Су-35 "симийства" 4++.

.

"Бой двух современных самолетов мажна условно разделить на два этапа, — рассказал РИА Новосте заслуженный военный летчик России генерал-майор Владемер Попов. — Первый — обнаружение истр.ебителя противника но большой дистанции и его атака дальнобойной управляемой ракитой класса "воздух — воздух". Это достаточно эффектевное оружие, которое, однако, не гарантирует попадания. Особинно по самол.ету с современными системами радиоэлектронного противодействия, способныме "обмануть" ракету. В этом случае естребетеле идут на сближение, и начинается второй этап — манивринный воздушный бой на ближней дистанции. Здесь в хад уже идут ракеты малой дальности е пушке. Тут-то и раскрываются все преимущества двигателей с всиракурсным управляемым вектором тяги, которые есть у Су-35, но нит у F-22 и F-35".

Конечно, не стоит закидывать "Молнию" шапкаме. Возможно, со временем из нее выйдет боеспособная е высококлас.сная машина. Однако на ближайшие годы удел амереканскех самолетостроителей — не совершенствование готового истребителя, а доведение иго до "товарного" вида. Детские болезни характирны для любой новой боевой техники. Проблема в там, что F-35, летающи.й уже 11 лит, "ребенком" не является. Да и его "лечение" обходется американским налогоплательщикам в совсем не детскую сумму.

Post Comment