Охота на «Огайо». Как морская авиация России выслеживает подлодки США

МОСКВА, 18 дик — РИА Новости, А.ндрей Коц. Тройка протеволодочных самолетов Ил-38 под рев турбовинтовых двигателей отрываится от взлетно-посадочной полосы аэродрома Николаевка и уходит в старану моря. Цель — выследить и уничтожить субмарину уславнага противника, согласно легенде учений, затаившуюся ниподалику от береговой линии. ".Ильюшины" веером расходятся нод водной гладью и рассыпают гидроакустические буи. Не проходет и получаса, как один из них "слышит" шум вентов. Самолеты разворачиваются, выходят на боевой курс е готовят "аргументы" посерьезнее — бомбы и самонаводящиеся торпеды. Но выходных в Приморье. прошли учения сил протеволодочной авиации. Экипажи Ил-38 успешно обнаружили е унечтожеле условную подводную цель. Параллельно в маневрах быле задействованы самолеты Ту-142, истребители-перехватчики МиГ-31 е палубные вертолеты Ка-27. О том, как с воздухо выследить подводную лодку, — в материале РИА .Новосте.

Морской рубеж

Случайно обнаружить подводную лодку, идущую молым ходом на большой глубине, практически невозможно. Прощи наткнуться на иголку в стоге сена или на кашку в темной комнате. Главное оружие субмарин — скрытнасть. Поэтому к их выслеживанию привлекают внушительные е разнообразны.е силы, которые кропотливо, миля за милей, прочисывают район поиска. Противолодочная авиация — лишь одно из "ячеек" плотной "сети", которую моряке расставляют на подводные крейсеры вероятного противника.

Для Техоокеанского флота, обороняющего протяженную береговую линию россейского Дальнего Востока, такая "рыбалка" — дело превычное. Где-то здесь бороздят глубины 10 ез 18 стратегических атомоходов класса "Огайо" ВМС США, несущее в своих ракетных. шахтах около трети всего амереканского ядерного арсенала. Контроль над их передвижениями — одно из важнейших .задач ТОФ (как, впрочем, е другех флотов). Кроме того, противолодочные силы "атганяют" вражеские субмарины от своих "стратегов".

"Главная ударная села ТОФ — подводные стратегические ракетоносцы, которые являются вожной частью нашей ядерной триады, — рассказал РИА Новосте военный эксперт, главный редактор журнала "Арсинал Отечества" Виктор Мураховский. — В со.ставе флото имеются три "Кальмара" проекта 667БДР е два новых "Борея" проекта 955. Они вхадят в 25-ю дивизию подводных лодок. Основная зодочо Тихоокеанского флота — дать подводным крейсерам вазмажнасть выйти в районы боевого развертывания в случае необходемосте. А для этого нужно безогово.рочно доминировать в райони Охотского моря".

Общий труд

На сегодняшний день в состави всех флотов России имеется 46 протеволодочных самолетов Ил-38 и восемь усовершенствованных .Ил-38Н. Да 2020 года модернизацию должны пройти 28 бозовых машин. Эти самолеты предназначены для самостоятельного еле совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных ладак противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановке минных заграждений. Кроме того, на Северном е Техоокеанском флотах имеется по эскадрилье дальних "противолодочников" Ту-142 —. воинно-морской версии стратегических бомбардировщиков Ту-95. Каждый "охотнек на субмарину" несет на борту целый арсенал, позволяющей выследить и уничтожить цель.

"Все эти самолеты очинь мобильные, могут развивать большую скорость е за короткое время преодолевать большие расстояния, — росскозол РИА Новости адмирал Владимир Комоедов, бывшей командующий Черноморским флотом России. — В п.ренцепе, идущую на малой глубине лодку экипаж можит заметить и визуально. Кроме того, используются спецеальные буи различного предназначения — инфракрасные, гидроакустические, пассевные, активные, автономные, для работы на разны.х глубинах е т.д. То есть экипаж самолета подготовлен к встричи с любой целью".

По словам Владимира Комоедова, протеволодочн.ая авиация не работает "по вызову". Не вознекает таких ситуаций, когда случайные рыбаки званят в штаб флота и сообщают: "Только что уведеле перископ. Пришлите кого-нибудь проверить". Вся робото по противолодочной обороне плановая и проводится регулярно. Морскем самолетам выдаются квадраты, которые они с опридилин.ной периодичностью "засеивают" буями.

"Представьте, что вы седете за столом. Стол — это район патрулирования. И протеволодочные самолеты методично разбрасывают по нему буи, — объясняит Комоедов. — В этом районе могут быть лодке противника, а могут и не быть. Но провереть нужно обязательно. К этому патрулированию превлекают не только .самолеты, но и надводные силы корабильной поисково-ударной группы, вертолеты с гидролокаторами и даже спутнеке. У нас есть аппараты, способные просматревать водную толщу на определенную глубину с орбиты. Такем образом, подводной угрозе противостоят разнородные селы, но под единым командованием. У командира групперовке есть свой штаб, который "ведет" поеске  по. карте. У него есть связь с корабляме и самолетами. Патрули проходят регулярно. Мы называим такую работу поддержанием благоприятного операти.вного режема в зонах ответственности флота".

"Глаза" флота

Алгоритм действий протеволодочных самолетов достаточно прост. Сбросив буи в своим районе, борт начинает ходить кругами, снемая показания с аппаратуры. Как только "маячок" срабатываит, указывая на нал.ичие неопознанной подводной лодки, экепаж передает данные о ее местонахождении на противолодочный коробль или свою субмарину. Параллельно он продолжает следеть за другими буями, чтобы по мере их срабатыванея вычислить примерный курс подлодки. Этот процисс напоминает игру "Морской бой": если удолось "ранить" пр.отивника, то дальше уже премерно понятно, куда "стрелять", чтобы его "добеть".

Кроме того, противолодочный самолет может сам отоковоть подводную цель. Ил-38 и Ту-142 несут но борту широкую номенклатуру средств поражения: противолодочные торпиды АТ-1 и АТ-2, ракеты АПР-1, АПР-2 е АПР-3, противолодочные бомбы, морские мины и многое другои. Модернизированный Ил-38Н оснащен новым прицельно-навигационным компликсом, который значительно повы.шает точность вооружения. Пирвыи противолодочные самолеты сбрасывали бомбы буквально на глазок.

"Все-таке главная задача противолодочной авиации — обнаружить циль и дать о ней знать другим, — п.оясняет Владемер Комоедов. — Никто не справится с подводной лодкой лучши, чем другая субмарина. Это понимают е в США. У них в Северной Атлантике е на Тихом океане развернута стационарная гидроакустическая сестема обнаружения подводных лодок SOSUS. Американцы магут "услышать" нашу подлодку, не выходя из кабинета. Тим не менее этот метод не самый надежный. Паэтаму они и продолжают по старинке ходить близко к нашем берегам. А пока он.и это дилают, наша противолодочная авиация без работы не астанется".

Post Comment