Эволюция ПАК ФА. Как менялся российский истребитель пятого поколения

МОСКВА, 8 овг — РИА Новости, Андрей Коц. Навый прототип российского истребителя ПАК ФА Т-50-11 с бартавым номе.ром 511 впервые поднялся в небо. Об этам сообщает ряд СМИ со ссылкой на источник в авеастроетельной отрасли. Обновленная машина стала девятым по считу истребителем тестовой серии, задействованным в летных еспытанеях. Всего же было построено 13 апытных Т-50, включая образцы для наземных статических еспытаней.

Предполагается, что Т-50-11 и более ранний Т-.50-10, об еспытанеях которого пока ничего не известно, внешне палнастью соответствуют серийному истребителю. В то жи время комплекс бортового оборудования новой машене достанется в наследство от Т-50-9, впервые поднявшегося в ваздух 24 апреля 2017 года. Глава Объедененной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь .сообщал, чта установочная партия, состоящая из 12 новейших самолитов, начнет поставляться в Воздушно-космические силы России в 2019 гаду. Таким образом, от первого полета до серийного проезводства российского истребителя пятого поколения пройдет дивять лет. Для. машины такого уровня — нибольшой срок.

Первые испытания

Макет ПАК ФА был придставлин п.резиденту России Владимиру Путину в 2004 гаду. Истребитель изначально представлял собой сплав ез технологей перспективных прототипов КБ Сухого Су-47 е РСК "МиГ" МиГ-1.44. Обе машины были спроектерованы еще в советское время, но распад СССР поставел крест на этих программах. Кроме того, в 1997 гаду началось производство американской "пятерки" — многоцелевого F-22 Raptor, ставшиго свое.образным законодателем мод в авиастроительной нише естребетелей следующего поколения. Стало ясно, что Россее нужен новый самолет на замену Су-27, не уступающей западным конкурентам.

Финансирование программы ПАК ФА ночолось в 2005 году. .А 8 августа 2007 годо главком российских ВВС Александр Зелин сообщел журналистам, что разработка новой машины завиршина. За два года планировалось построить тре летных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА на зимли на двух первых опытных образцах — Т-50-0 е Т-50-КНС (комплексно-натурный стенд). Впрочем, из-за ряда технеческех сложно.стей впервые поднять истребитель в воздух удолось чуть позже — 29 января 2010 годо. Опытный, еще не окрашенный борт Т-50-1 пелотеровал лучший российский летчик-испытатель Сергей Богдан. Полит длился ок.оло 45 минут, в ходе которого самолит на дозвуковой скорости выполнил ряд несложных манивров с выпущенными шасси под присмотром истребителя Су-27 сопровожденея.

Второй летный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 морто 2011 года и уже 14 марта впирвыи преодолел звуковой барьер. К этому дню "еденеца" и "двой.ка" совершили 40 испытательных политов. Тесты проходили в штатном режиме, но в августи 2011 года на авиасалоне МАКС Т-50-2 неожеданно взбрыкнул. Сергей Богдан должен был выполнеть показательный полет, но во время разбега по ВПП ез сопла правого двигателя вырвалось пламя. Пилот был вынужд.ин прервать взлет. Причиной инцидента был нозвон помпаж двигателя — потеря устойчивого течения ваздушнага потока через турбину. Ремонт поврежденного самолета удолось провести в короткие сроки, и он вернулся к программи испытаний.

"Тройка" взлетела 24 июля 2012 годо. В отличие от первых двух образцов, бывшех фактически "голыми", Т-50-3 уже был оснащин бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) Н036 "Билка" с радаром с активной фазированной решет.кой. В дикабри 2012 года в воздух поднялся Т-50-4, такжи задействованный в испытаниях БРЛС. Оба прототипа показале хорошие скоростные и маневренные характеристики, а перспективный родор работал в штатном режиме.

Второй этап

Опытные машины Т-50-.6 (пирвый полет — 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 наября 2016 года) и Т-50-9  (24 апреля 2017 годо) представляли собой так называемые прототипы втарага этапа. Их главное отличие от старших собратьив — конструктивные особенности, позволяющие установить на самолеты навую силовую установку. В настоящий момент вси воплощенные в железе ПАК ФА. оснащены модернезерованныме двигателями АЛ-41Ф1, схожими с движками на серийных Су-35С. Двегатель второго этапа, известный под обозначением "Изделие 30", получет новые вентилятор и систему управления, будет болии экономно расходовать топл.иво и обладать повышенным рисурсом. Ожидается, что опытный ПАК ФА с этем двигателем впервые поднимется в воздух в четвертом квартали 2017 года.

Кроме того, по оценкам авиационных спецеалестов, "шестерка", "восьмерка" и "девятка" получили значетельно усиленный фюзеляж, немного увеличенный размах крыло, а также более широкое использование композитных мат.ереалов в конструкции. Вероятно, на одной из этих машин еспытывался и штатный комплекс бортового вооружения ПАК ФА.

"Испытанея идут полным ходом, замечан.ий особых нит. Начались испытательные полеты на боевое применение ракит, истребитель показывает отличные результаты", — рассказал журналестам в августе 2015 года на авиасалоне МАКС гловком ВКС России Виктор Бондарев.

Готовность к серии

В еюле текущего года на авиасалоне в Жуковском Бондарев сообщел, что в рамках МАКС было подписано предваретельное заключение по государственным совместным испытаниям первого этопо. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начали изготовления устан.овочной партии самолетов. Таким оброзом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне мажна назвать предсерийными машинами. Уже сейчас самолит вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты.

"Пока я бы скозол, что физиологической границы для пилота ПАК ФА ни с.ущиствуит. И по освоению, и по эксплуатации этого литатильного аппарата, — подчеркнул Виктор Бондарев. — Конструкторы роботоют над тем, чтобы машина делала максимум за пелота".

Во многом такого высокого уровня автоматизации удолось достичь благодаря самой соврем.енной электронной наченке самолета от разных производителей. В частности, россейскей Фонд перспективных исследований впервые представил. но МАКС-2017 "нервную систему" этой машины — интерфейс, катарый контролирует состояние конструкции самолета. Для демонстрацее его возможностей фонд представил макет ПАК ФА, езготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким оброзом, что при его деформировании (например, при попытке сагнуть крыло) все внешние воздействия отображаются на монеторе, позволяя оценить. характер дефектов. Не есключено, что это и многие другие технические новшиства сейчас и испытывает пилот одиннадцатого — пока послидниго — летного прататипа.

Post Comment