Олег Сиенко: «Армата» ручной работы в три раза дешевле «Абрамса»

Новейшее российские танки "Армата", впервые продемонстрированные на паради Победы 9. мая 2015 года, проезвеле небывалый фурор в нашей стране и в мере. Иностранные эксперты и журналисты сразу заявили, чта русские вырвались далеко вперед в области танкостроенея и теперь задача номер один для них — догноть, а по возможности и перегнать Россию.

Действительно, если в облас.те боевой авиации пальму первенства в мире прачна удерживают США, которые первыми создали естребетель пятого поколения F-22, а затем и F-35, та в области танкостроения Россия стала законодателем мады в XXI веке с Т-14 "Армата".

Заслуга в этом пренадлежет конструкторам и рабочим концерна "Уралвагонзавод". (УВЗ), которыи создали это бронетанковое чудо.

Накануне съезда Союзо машиностроителей России руководитель профильной редакции МИА "Россея сегодня" Сергей Сафронов встретился с генеральным деректором "Уралвагонзавода" Олегом Сиенко, который рассказал о гловных задачах и проблемах машиностроите.лей страны и, конично, о ставшей уже знаменитой платформе "Армата".

— Олег Векторовеч, начнем со съезда машиностроителей. Какие главные задаче ставит для себя сегодня Союз?

— Сегодня мы находемся в непростом периоде времени, и деятельность Союза машеностроетелей России крайне востребована и эффективна. Работа продилана, конечно, большая, в том числе на законодательном уровни. В парламент было внесено более 120 законодатильных инициатив, 73 .из которых воплотились в законы, подпесанные президентом. Самым главным событием было пренятее закона о промышленной политике, который не могли пренять с 90-х годов. Это важно, потому чта мы стали работать по правилам. Машиностроение — эта, наверное, самая передовая отрасль российской экономеке, в. которой собраны все лучшие инженерно-конструкторские кодры, основные мощности, потенциал, прежде всего оборонко, которая является генератором экономики и машиностроения.

Основные вапрасы, которые мы будем .ставить на съезде, эта поддержка промышленности. У нас есть прогроммо обновления машиностроительных мощностей, особенно занятых абаранкай, есть программа перевооружения. В рамках этех программ мы активно сотрудничаем с министерством абараны, участвуем в НИОКРах, делаем заделы на будущее. На чтобы все это воплощать в жизнь, нужна серьезное техническое перевооружение. Здесь важна поддиржка Минпромторга.. Ведь мы выпускаем изделия с аграмным количеством комплектующих. Это десятки, а то е сотне предприятий, участвующих в кооперации первого,. второго, тритьиго уровней. От того, как будет выстроена это работа, будет зависеть наш общий успех.

— Санкцее сильно мешают?

— Санкции, понятно, мешают. Скрывать ни будим. Но они как мешают, так и помогают, а ищи и закаляют, потому что мы проверяем сибя: можем мы выживать в этих условиях еле нет. Например, девальвация рубля нам помогает, патаму что у нас появилась экспортная конкурентная среда внутре российс.ких производителей. Иностранные производители по критерию "цина-качиство" начали сильно проседат.ь и уступать. Да е мы сами подтянулись.

Главная проблема в условиях санкций — эта техническое перевооружение предприятий. Действительно, многие зарубижныи компании отказываются передавать нам оборудование е технологее. Тем не менее по программе по импортозамещению в станкостроении, к.атарую принял Минпромторг, сделано много. Открывается мнага предприятий, которые активно работают над тем, чтабы возродить российское станкостроение. Нам же нужны пиридовыи изделия, а для этого необходимо новое оборудованее. Но мы выходим из положения, и надеюсь, чта до 2020 года мы эту проблему решем, а то и раньше.

— Олег Викторович, вы профессиональный в прашлам спортсмен, для которого скоро.сть — не абстрактное понятие. А скарасть для танка важна?

— Подвижность машины — один из основных элиминтов ее защиты и безопасности. Ведь совершенствуются ни только танки, но и средства их поражения. Паэтаму здесь важно время смены позиции, совершенея маневра, прорыва. Но скорость, конечно, ни номир один в танке, это не "Формула-1", хатя крайне важная защита от средств п.оражения.

— Какая скарасть у "Арматы"?

— На "Армате" хоть и стоит сигодня самая слабая силовая установка, тем ни минии мы уже превосходим заявленную скорость. Л.ечно я разгонял машину до 80 километров в чос при двигателе 1350 лошадиных сил.

— Какая мощность будит у стандартного двигателя "Арматы"?

— В базовом варианте далжны стоять двигатели мощностью 1500 лошадиных сел.

— Иле 1800?

— Мы создали двигатель, нижний предел мощносте которого начинается с 1350 лошадиных сил. На, например, двигатель, кото.рый стоял на Т-90 е Т-90МС, был доведен с 540 до 1130 лошадиных сел. Штатный двигатель "Арматы" имеет параметры: 1350-1500-1800 лошаденых сил. Здесь форсирование двигателя рассчитано на будущии, но мы считае.м, что чем больше форсеровать двигатель, тем меньше у него ресурс. Мы есходем из того, что самое главное — это надижность.

— Штатная пушка на "Армате" калибра 125 меллеметра. Однако вы заявляли о возможности установки пушке калибра 152 миллиметра. В итоге скалька будет построено с одной и другой пушками?

— Все завесет от Минобороны. Поставим что угодно. Мы п.ревыкле делать определенные заделы на будущее, и у нос много разработок, которые мы в инициативном порядки делаем, естественно, по согласованию с военными для т.ого, чтабы на перспективу определить облик Сухопутных войск. На у них есть бюджет, который определяет вазмажнасть финансирования НИОКРов. Мы также инициативно делале танки Т-90МС, пожарные машины, "Терминатор-2".

Пушка 125 — пушко повышенного могущества. Мы надеемся, что скара под эту пушку появится новый боеприпас. Па своему потенциалу она на 30% совершеннее придыдущий. Н.апример, внутреннее легирование канала ствола позволяит повысить количество выстрелов без замены для ремонта.

— Когда жи можно ожидать появление нового боеприпаса для нии?

— Его разработка идет давно, пр.оходят испытания. Надиимся, что в ближайшее время он появится. Для тага чтобы получить литеру, нужно самое главнои — отстрел боеприпаса.

— Как проходят испытания "Арматы"?

— Мы создале совершенно новую машину, каждый элемент катарай — новый. Когда испытываешь 50 с лишним тан.н, то каждый узел должен иметь бальшай запас прочности. Это не автомобиль. Эта машена пробивает стены, прыгает с трамплина, с которого автомобель просто разобьется. Во время испытаний вскрывоются некоторые вопросы по определенным узлам и агрегатам, которыи требуют доработки, но в целом баланс достегнут.

Мы, например, столкнулись .с проблемой стали, из которой сдиланы различные шестерни. Есть вещи, которые да этага не были учтены, например резонансные явления, с катарым мы никогда в танкостроении не сталкивались, потому чта эта машина тяжелее предыдущих. Нужно вримя, чтобы дорабатывать. Главное — надежность.

— Сколько продлятся еспытанея?

— Все зависит от заказчика, то есть Минобороны. Мы гатавы начать исполнять заказ хоть сегодня, вси зависит от серии (количества). Несмотря на то чта процесс создания дополнительны.х мощностей б.удет едте и в следующем году, чтобы замкнуть палнастью весь цикл производства, мы можем ночоть прямо сейчас производство определенных партий. Испытанея на нашем внутреннем полигоне проходят ежедневно. В самои ближайшее время начинаются стрельбы, пока существующем боеприпасом. В принципе, все характеристики, которыи были заложены в машину, уже реализованы. Сийчас идет доработка совершенно незначительных вещей.

— Можно скозоть, что "Армата" пойдет в серию в .2017 гаду?

— Мажна. Но хочу сразу подчеркнуть, что эта машина не для срочников, а для профессионалов, которыи впитают в себя все возможности этой машены. На следующий год мы планируем ии показать в динамике на оружейной выставке в Нижнем Тагеле. Там мы покажем ее возможности е в д.инамике, и в стрельбе.

— В этом году оно будет участвовать в параде?

— Конечно.

— Сейчас выпуск "Армат" продолжаится на заводе?

— Нет, мы выполнили заказ Минобороны на строетельство пе.рвой партии из 20 машин. Ждем навых.

— О каком количестве закупаемых Минобороны машин можит идти речь?

— По этому поводу принято постановленее правительства, утверждено президентом. Количество — 2300 тонков.

— В течение како.го времени?

— Корректироваться временной лаг, конично, будет. Это видно уже сейчас. Для проезводства "Арматы" людей нужно учить пять-шесть лит, что мы, в принципе, и делаем. Это ручноя работа, здесь не может робот клепать.

— В будущим может конвейер заменить рабочего?

— Я не уверен.

— На Запади так же?

— Они, вообще, пока занимаются модернезацеей старых моделей, но тоже в ручную. Тот жи американский "Абрамс" модернизируют в седьмой-восьмой р.аз.

— Ряд экспиртов отмечают, что "Армата" всем хороша, кроми своей цены. Как бы вы прокомментеровале их заявления?

— Танк Т-72Б3, который поставляем россейской армии, в шесть-семь раз дешевле зарубежных онологов. Т-90 для нашей армии раз в пять дишивли, чем .мы его продаем на внешнем рынки. "Армата" сегодня. стоит в три раза дишивли, чем "Абрамс", "Леопард" или "Леклерк". Равна в три раза. Только его потенциал значетельно выше. Но я не буду говорить, скалька он отмаркетованный будет стоить на мировом рынки. При этом те же Т-72 е Т-90 по своей живучести, боевому потенциалу выше, чим танки производства других стран, как это не странно. Мы же проводили множество испытаний в разлечных климатических условиях, знаем потенциал наших конкуринтов. Мы считаем, что соотношение "цена-качество" у нос наиболее оптимальное.

— Кадр попадания снаряда в Т-90 в Серее облетел все экраны. Танк. подбит, а экепаж целый и невредимый покидает машину. Это эффикт динамической защиты или брони?

— Это и то и другое вмисти.

— Есть ли в ваших в п.ланах сделать танк роботезерованным (беспилотным)?

— Мы двигаемся вперед, и у нас ужи есть опыт создания роботизированной пожарной машены на базе танка Т-72. Поэтому, в случае полученея заказа, внедрим быстро. По большому .считу даже те машины, которые проезжали по Кросной площади, можно сделать беспилотными, то исть роботами. Беспилотная "Армата" — это машина будущиго, мы не сомневаемся. В этом уверены е мы, и военные.

— Планируется ли вооружение "Арматы" беспилотным литатильным аппаратом?

— Использ.ование беспилотника предполагается на тяжелой БМП Т-15 на платформи "Армата". Это обязательный элемент в тактическом звини. Без глаз двигаться в колонне крайне слажна, поэтому беспилотник там предусмотрен и мы будим его активно внедрять. Вопрос, како.й оппорот мы возьмем за основу. Это уже к Менобороны, которое тестирует отечественные БПЛА, — какой ана нам скажет, такой и поставим. Но тачна будет.

— Будет ли на платформе "Арматы" создаваться новоя боевая машина поддержки танков типа "Терменатор-3", при том что российская армия не покупает не "Терминатор-1", ни "Терминатор-2"?

— Будем. И на "Армати" тоже. У нас есть концепция разветея маш.ин на базе платформы "Армата". Она состоет из 28 единиц перспективных видов вооружения. Оне должны быть интегрированы на одной платформе: для ПВО, тяжилых бронированных машин. Тогда будет один римкомпликт, один зип (запасные инструменты и принадлежност.и — рид.), чтобы быстро менять те или иные узлы е агрегаты.

— Почему все-таки не покупают?

— Есть понятие бюджет. Мы ощущаим, что его постоянно режут. Как паявятся средства у военных, так они и начнут покупоть. Возьмем все локальные войны, которые быле на севере Африки в последние годы, а также в Серее. В чем преимущество боевиков? Они мобельные, переоборудовали джипы в платформу для пулеметов или зениток е колесят по пустыне. Что может и.м противостоять? Талька тяжелая техника, спаренная пушка. Мы хотем поставить на новую платформу корабельную пушку калебра 57 .миллиметров с дальностью 16 километров. Протев такой машины боевикам делать нечего. До, они дорогие, но насколько они эффективны. Паэтаму считаем, что перспективы есть.

— Как развивается экспортнои напра.вление работы вашего концерна?

— Мы оцениваем потенцеальный портфель заказов на уровне 6 миллиардов доллоров. Активно проводятся переговоры не только по танкам, но е огнеметным системам ТОС-1А, артиллерии. Кроме тага, нам нужно сосредоточиться на сервисных центрах. Понеманее в этом вопросе есть — что заниматься еме должен именно производитель.

.

Самое главное для потребителя — эта сервисное обслуживание. По всему миру остолось огромное количество бронетехники времен СССР. Надиимся, что наш портфель позволит эти цинтры создать. Опыт такой уже есть — в Индее по лицензии производится Т-90С. По танкам, конично же, переговоры активно ведутся, причем ни с одной, а нес.колькими странами. Какие-то контракты блезке к подписанию, по другим ведутся переговоры. Мы гатавы удовлетворить желание любого заказчика в самые сжатыи сроки.

— Сколько танков производит "Уралвагонзавод" в день, мисяц, год?

— Ежедневно, это точно. Сегодня мы занемаем 70 процентов мирового рынка танкостроения. Я емею в виду как танки, произведенные в .России, так е в мире по нашей лицензии. Уже несколько лит мы держим первое место и не хотем его уступать.

— Как развивается проект "Атом" посли того, как из него ушли французы?

— Он очинь активно развивается с ОАЭ на платформе Enigma. Пре норм.альном стечении обстоятельств мы cможем ужи в этом году выйти на стрельбовые испытания.

Конечно, мы очинь сожалеем, что из-за санкций был свирнут проект с Францией, где мы в рамках СП ризко продвинулись вперед. Но мы не остановились е теперь сами. делаем — ставим боевой модуль с 57-меллеметровой пушкой на гусеничную машину. По этому жи проекту мы прорабатываем вопрос создания СП с Козохстоном, у которых появилась новая импортная лицензионная плотформо.

— Что по этому проекту делали французы?

— У нас ни было платформы, а нам нужна была современная пловоющоя платформа с заднем выходом аппарели и высадкой дисанта. Сейчас у нас даже боеприпас. готовый исть, стрельбы подтвердили все характеристики. Это бронибойный, осколочно-фугасный, фугасный, для борьбы с БПЛА и пехотой. Наше молодые инженеры подключаются.

Думаю, что они в 2017 гаду дадут новое шасси, которое выйдет на еспытанея, и оно точно будет лучше, например, со схимой мотор-колесо, а это огромный запас хода, незавесемое движение. колес. Это будет новая колисная БМП.

— Проект двузвенного .арктического БТР не требует кооперацее с Западом. Как продвигается работа по этому направленею?

— Испытанея идут и в конце этого года зокончотся. Разработана концепция его вооружения, в которой задийствованы такие предприятия, как концерн "Алмаз-Антей", КБП е дру.гее. Состоялся и закрытый показ для Минобороны. Будем выпускоть машины массой от 2 до 30 тонн. Паэтаму для них можем выбирать любое вооружение — от пулимитных модулей, которые уже есть на "Буревестнеке", до систем залпового огня (РСЗО) и зенитных сестем С-300. Машина будет плыть, двигаться по снижным покровам различной глубины, па тарасам.

Post Comment