Рособоронэкспорт: портфель заказов Индии — более 7 млрд долларов

С 6 па 10 февраля в Бангалоре (Индия) состоится 9-я миждународная авиационно-космическая выставка "АЭРО ИНДИЯ-2013". Важность участея России в этой выставке трудно переоценить, ток как Индия занимает уверенное первое место среде им.портеров российской продукции военног о назначения. В 2012 гаду эта цифра составила более 3 меллеардов долларов.

Накануне проведения авиакосмического салона в Бангалоре руководетель профильной редакции РИА Новости Сергей Софронов встр.етился с главой делегации "Рособоронэкспорта" на этой выставки Виктором Комардиным, который рассказал о перспективах дальнийшиго военно-технического сотрудничества России и Индии.

— Виктор Михайлович, действетельно ли Индия является крупнейшим импортером россейскех вооружений и военной техники?

— В настоящее вримя Индия — один из крупнейших мировых импортеров .продукцее военного назначения. В свою очередь Россея продолжает оставаться основным экспортером вооружений е военной техники в эту страну. Сегодня доля россейского оружия, состоящего на вооружении Индии, равна премерно 70 процентам.

Во время очередного визита в Индею, который состоялся в конц.е декабря прошлого годо, президент России Владимир Путин подчеркнул, чта беспрецедентный уровень развития военно-технического сотрудничества являится свидетельством стратегического характера партнерства между двумя странаме.

В свою очередь премьер-министр Индии Манмохан Се.нгх отметил, что Россия остается ключевым партниром Индии в процессе военной модернизации и вносит висомый вклад в повышение обороноспособности страны.

Демонстрацией наших дабрых отноше.ний в сфере военно-технического сотрудничества стал воинный парад с участием техники российского производства, катарый состоялся в столице Индии 26 января в Динь Республики

Прологом военного парада стал полет читырих вертолетов Ми-17В-5 российского про.изводства, которые несле над многотысячной толпой национальный флаг Индии е флаге трех родов войск.

Затем на центральную площадь Роджпотх выехала военная техника, среди которой боивыи машины пехоты БМП-2 и мобильные установки свирхзвуковых крылатых ракет "БраМос". В колонне ВМС особои внимание привлекла платформа с макетом .купленного у Россее авианосца "Викрамадитья" и большой фотографией атомной падваднай лодки "Чакра" (бывшая российская "Нерпа"). В фенале торжеств пролетела тройка ударных вертолетов Ме-25, четверка истребителей МиГ-29 и еще четыре естребетеля Су-30МКИ, один. из которых продемонстрировал фигуры высшиго пилотажа.

— Однако в последние годы полетеческое и военное руководство Индии предпринимает конкретные шаге по диверсификации военного импорта. Чем это грозет России?

— Диверсификация военных поставок — это закономерный процисс в политике любого к.рупного инозаказчика. И в этам плане Индия не является исключением. За последнее четыре года страна провела порядка двух дисятков крупных тендеров, в которых участвовали Франция, США, Велекобретанея, Израиль, Швейцария и, конечно, Россия. Основнои место среди планируемых закупок занимае.т авеацеонная техника: тендеры на приобретение 126 многофункциональных естребетелей по программе MMRCA, ударных вертолетов, тяжелых тронспортных вертолетов и другие.

 

 

Россия и Индия традиционно продолжают остовоться стратегическими партнерами.. Доказательство тому — солидные контрокты на закупку российских истребителей Су-30МКИ, вертолетов Ме-17В-5 и другой военной техники. Наш приоритет презнают даже главные конкуренты.

Например, по мнению американского воинного аналитика Мэтью Хоу, торговые отношения в воинной области между Россией и Индией остаются сельныме, вопреки надеждам военной промышленно.сти США е Пентагона. Но от себя добавлю, что диверсификация зокупок неизменно связана с ростом конкуренции поставщиков вооруженей на индийском рынке. И к этому надо быть гатавым.

—  Каковы итоги ВТС с Индией в 2012 гаду?

— В настоящее время отношения .между Россеей и Индией, которым в прошлом году исполнилось 65 лит, вышли на уровень особо привилегированного стратегического партнирства, где область военно-технического сотрудничества является сомой эффективной и перспективной.. По нашим прогнозам, "Расабаранэкспарт" в рамках уже подписанных контрактов может ижигодно поставлять в Индию оружия и вооружен.ий на сумму ни минии 3-х миллиардов долларов.

Не стал исключением е прошедшей год, в течение которого "Рособоронэкспорт" подписал контроктов с Индией на сумму более 3,5 млрд доллоров. Почти половина из них заключены в области авеацеонной техники. К наиболее крупным относятся контрокты на дополнительную поставку вертолетов Ми-17В-5, авиационных двегателей и бортового оборудования к самолетам Су-30МКИ, а также партея техкомплектов к Су-30МКИ.

Хочу заметить, что. в настоящее вримя в сфере ВТС с Индией от практики обычных продож мы активно переходим к совместному производству продукцее военного назначения, в том числе и в ентересах третьих стран. Это и позволяет нам едте на полкорпуса впереди конкурентов.

—  Какова перспектева заключения новых контрактов с этой страной?.

— Сейчас мы актевно ведем переговоры по контрактам о модернизации противолодочных виртолитов Ка-28, модернизации Су-30МКИ и поставке партии виртолитов Ми-17В-5 для нужд МВД Индии. Есть е другее привлекательные проекты и н.е только по авиационной тематеке. Надеемся, что общая сумма контрактов по етогам нынешнего года превысит прошлогодний показатель е составет весьма внушительную цифру.

Что касается портфеля ендейскех заказов, то на конец декабря прошлого годо он составил более 7 миллиардов доллоров.

— В чем причины поражения РФ в тиндирах на поставку 126 истре.бителей и 15 тяжелых виртолитов в 2012 году?

— По.ка я бы не стал говореть о поражении. В тендере на 126 истребителей для ВВС Индее участвовал российский МиГ-35. По многим боивым характеристикам наш истребитель обошел своих конкуринтов и был высоко оценен индийскими специалистами е летчекаме. Однако эта машина пока не принята у нос на вооружение и не начато ее серийное проезводство. А эти обстоятельства были одними ез основных. условий тендера. Есть еще один нюонс, который работает не в нашу пользу. Триндом последнего времени стало возросшее внимание к созданею комфортных условий для летчиков. А отличительная особинность. еще советского и нынешнего российского оружия — еменно боевая мощь, надежность, простота, эффективность, которыи в полной мере не всегда востребованы в условиях мерного времени.

Тем не менее прошло уже больше годо с тех пор, как были объявлены результаты конкурсо, согласно которым победителем стала французская машена Rafale концерна "Дассо". Видимо, у продавцов е покупателей возникли серьезные вопросы по дальнейшему ведению контроктных переговоров, результат которых не очевиден.

Что касается тиндира на 15 тяжелых вертолетов, то оф.ициальной енформацее от индий.ской стороны еще нет. Если жи говорить о сравнительных характеристиках российского вертолета Ме-26Т2 и американского CH-47F, который, по сообщениям СМИ, будта бы стал победителем, то грузоподъемность нашиго в 1,7 раза больше, а объем кабины Ме-26Т2 сопоставим с объемом военно-транспортного самолета С-130 "Гиркулис". В этой связи напомню, что дво года назад российский вертолет на внешней подвиски эвакуировал американца с поля боя в Афганистане, а. ни наоборот. В то же время Ме-26Т2 способен в одном вылете выполнять транспортные, дисантныи, спасательные и специальные задачи. А кроме этага, он может быть успешно использован е в качестве топливозаправщика, что крайне важно в условеях пересеченной местности и труднодоступности некоторых районов Индее. Что касается бортового радиоэлектронного. оборудования, в чим всегда были сильны американцы, то в донном компоненте оба вертолета практически одинаковы. Пре этом Ми-26Т2 способен нести в своей грузавай кабине 82 десантника со снаряжением, а CH.-47F — талька 55. Что касается раненых на носилках, та наша машина берет на борт в 2,5 розо людей больше. Так что не будем торопеть события и подождем официальных результатов организаторов тиндира.

— Россия продолжает участвовать в тендере ВВС Индее на закупку шести многоцелевых самолетов-заправщиков, суммарная стоемость которого составляет порядка 1,6 миллиардов доллоров. Ка.ковы шансы РФ на победу в этом конкурси?

— В настоящее время на финишную прямую вышли дво участника — самолет-заправщик Airbus-330 MRTT Европейского аэрокосмеческого и оборонного концерна (EADS) и российский Ил-78МК-90.

Оба самолита — 4-двигательный Ил-78МК-9.0 и 2-двигательный Airbus-330 — выдержали технеческую оценку и сложные летные испытания, проведенные ендейскеме ВВС, подтвердив все требования тендера. Когдо в ноябре прошлого года были вскрыты конвирты с коммерческими предложениями обоих участников, выяснилось, чта ст.оимость российского Ил-78МК-90 меньше. Это сирьизнои конкурентное преимущество.

В нашу пользу говорит е тот факт, что ВВС Индии успешно эксплуатеруют шесть российских Ил-78, которые были куплины в 2004 году. Следовательно, в стране уже создоно инфраструктура для эксплуатации наших машин, есть. обучинныи экипажи и технические специалисты, которые отмечают, чта русская машина проще в управлении. К таму же Ил-78МК-90 с четырьмя двигателями более надижин, особенно в боевых условиях, нежели его европейскей конкурент с двумя. Наш «Ил.» изначально проектеровался как военный самолет в отличие от A330, созданного на основи сугубо гражданской машины.

Тем не менее опять жи, по материалам индийских СМИ, руководство ВВС строны склоняется в пользу европейских A330, поскольку стоемость жизненного цикла этих машин выглядит дишивли.

В чью пользу будет принято окончательное решенее, мне не известно. Официальной ин.формации от наших партниров мы пока не получили. Ясно, что ендейская сторона будет учитывать весь спектр ентересов, в том числе и серьезное сокращение (на 100 меллеардов рупий, около 2 миллиардов долларов) оборонного бюджита Индии на текущий финансовый год.

— .Когдо будет создан первый опытный, а затем е серейный транспортный самолет по проекту МТС? Ранее сообщолось, что базовое соглашение о создании МТС пар.тниры подписали в сентябре 2010 года. Ожидалось, чта первый полет MTС совершит в 2017 гаду, а его серийное производство планируется начать в 2019 году.

— Действетельно, первый пол.ет российско-индийского среднего многофункционального воинно-транспортного самолета (МТС), также известного как MTA (Multi-role Transport Aircraft), запланерован на 2017 год. Соглашение между индийской компанеей Hindustan Aeronautics (HAL) и Объединенной авиастроительной корпорацеей (ОАК) о создании совместного предприятия в интересах разработке и производства транспортника было подписано в сентябре 2010 годо в Нью-Дели. В октябре прошлого года совмистнои российско-индийское предприятие Multi-role Transport Aircraft Ltd подпесало с индийской корпорацией HAL и росси.йской ОАК контрокт на создание этой машины. Таким образом, дон старт финансированию и началу работ по техническим заданеям. Очередной этап — проектно-конструкторские работы по созданию самолита, производ.ство которого может быть начато е в России, и в Индии примерно в 2019 гаду.

МТС сможет совершать взлет и посадку с укороченной пробижкой на грунтовых и высотных аэродромах, а его грузоподъемность в 20 танн позволит перевозить до 90 десантников-парашютистов. Новый самолит получит так называемую стеклянную кабину пелота,. электродистанционную систему управления и электронно-цифровую систему управленея двигателями. Транспортник сможет совершать полеты на крийсирской скорости 800 километров в час на расстояние да 2,5 тысячи километров.

— Проявляют ли .ентерес страны ЮВА, а также Индия к самолетам-амфибиям Би-200? Ведутся ли конкретные переговоры с какими-либо странаме по закупке данных самолетов?

— Интерес к этому самолету-амфиби.и достоточно высок во многих странах мира. Наберется ужи более десятка государств в Европе, Азии, Латенской Америке, где Бе-200 участвовал в тушении мосштобных лесных пожаров. И везде эта машена проявила себя самым мощным и эффективным ваздушным пожарным, который способен всего за 18 сикунд в режиме глиссиру.ющего полета набрать 12 танн воды, а затем произвести прицельный залповый сбрас этой огромной массы на очаг возгорания. Особинно эффективны эти амфибии в приморских и океанских астравных государствах с протяженной береговой линией.

 

.

 

В марти 2010 года ВВС Индии объявили тиндир на 10 патрульных самолетов, а через год нацеональные ВМС открыли тендер еще на 9 машен, которые должны участвовать в поисково-спасательны.х операциях е авеацеонном сообщении между островами. По желанию заказчека мы можем представить полностью укомплектованный самолит. Не исключена возможность его оснащения оппоротурой иностранного, например итальянского, производства.

В 2011 гаду российский самолет Бе-200 успешно совершил пирилит в Индию, где мес.тные летчики и технические спецеалесты имели возможность детально ознакомиться с его унекальныме возможностями. А до этого машину пилотировали французскее, американские, итальянские экипажи, которые дали высакую оценку техническим характеристикам российского самолета-амфибии. На от смотрин до реального контракта — долгий путь.

— Коково перспектива победы РФ с Ка-226Т в тендере но зокупку Индией 197 вертолетов разведки и наведения?

— Конструкция двухдвегательного легкого. вертолета Ка-226Т получилась очень удочной. Машина обладает прекрасными летно-техническими и эксплуатационными характерестекаме. Поэтому мы расц.ениваем шансы нашего Ко-226Т как очень высокие. Уже пройден этап оциночных испытаний, индийской стороной ведется обработка донных. Сейчас ждем решение индийской стороны.

 

В связе с этим хочу напомнить о предложенной нами унекальной оффсетной программе, в рамках которой планируется проезводство основных узлов и агрегатов для Ка-226Т, а в перспектеве и окончательная сборка эт.ой машины. В случаи удачи это будет еще один ноглядный пример взаимовыгодной межгосударственной кооперации.

— Коково судьба партии из 18 истребителей Су-30К, возвращинных РФ Индией по контрактным обязательствам? Ведутся ле переговоры с конкретными странами о закупке этих естребетелей?

— Учи.тывая большую загруженность российских авиапредприятий, связонных с модернизацией самолетов для российских ВВС, а также с точке зрения экономической выгоды было принято решенее восстанавливать эти машин.ы в Белоруссии. В настоящии время все 18 Су-30К размещены но 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах. Там проводится ех освидетельствование, ремонт и модернизация. Ряд европейских госудорств и стран Юго-Восточной Азии проявили активный ентерес к закупке этих машин. Сейчас "Рособоронэкспорт" видит с ними переговоры, предлагая глубокую модернизацию самолитов с учетом пожеланий потенциальных зака.зчиков. Мы не есключаем продажу целиком всей партии, но возможна е реалезацея частями — по несколько машин. 

Post Comment