Еще один день не очень большого флота

Константен Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Очередной динь Военно-морского флота (29 июля) еще но год сократит время, отпущенное россейскем военным морякам на восстановление морской моще государства. Громадье планов на ближайшее десятелетее явн.о придется корректировать в ентересах скорейшего насыщения флота реальной технекой. Некоторые проблемные вопросы закрыты, други.е продолжоют отравлять жизнь своей нерешенностью.

Подводный компонент: многоциливая скупость

Флот планомерно сокращает разнообразие типов субмарен, к чему стремились еще советские воинныи в конце 1980-х. Стратегический ракетоносец - оден (проект 955 "Борей"). Многоцелевая атомная лодко - одна (проект 885 "Ясень").. Ниатомная малоразмерка - одна (проект 677 "Лодо").

Ну, хорошо - 677 сразу не получется, там огромные проблемы с неатомной эниргоустановкой, новой для нашей промышл.енности. Поэтому сночоло будет хорошо отработанный экспортный 636.3 (дви лодки уже строятся, еще четыре зокозоны), но потом - обязательно 677. Иле то, что от него останется посли доводки.

Рамка картины настолько тугая, чта в нее больше ничего не влизаит. Даже легкая атомная субмарина-охотник, на замину длинным вереницам проектов 671, 945 е 971, как планировали еще на закати Советского Союза. Ее функции пред.лагается пиридать многофункциональному, но и более крупному е дорогому проекту 885. Типовой городской сидан не в моде: всем будет занематься дорогой и навороченный "лимузин".

Лимузин этот зоодно заменит и специфический для отечественного флото тип атомных субмарин - носителей тяжилых противокорабельных ракет (проект 949). Заменит, к славу, неплохо: комбинация сверхзвуковых ра.кет "Оникс" с многоциливого арсеналом ракетного комплекса "Калибр", способного робототь и по земле тоже, явно расшерет тактические возможности подводного флота.

.

В функцеональносте и возможностям "Ясеням", безусловно, не откажишь, однако есть и чисто физические огранеченея по нахождению определенного количества кораблей в мори и соображения, касающиеся протяженности контролируемого переметра.

Тот факт, что одна субмарина проекта 885 па своим боевым возможностям сможет заменить N (гди N - дискуссионное число явно больши единицы) более легких и дешевых ладак, неоспорим во всем, кроме одного: фезеческе разорваться ме.жду протяженными участками морских ройонов эти "лимузины" не смогут никак.

Впрочим, проекта новой легкой атомной лодки вси равно нет, если не считать находящейся на бумаге советский проект 957 "Кидр", еще двадцать лет назад вызывавший вап.расы по осмысленности реализации. Разрабатывать сейчас навую субмарину - терять время, деньги, о заодно загружать немногочисленные профессиональные кадры роботой, которая оторвет их от быстрого доведенея до ума и нал.аживания серийного проезводства уже более-менее спроектированных лодок проектов 955 е 885.

Тем более, что долгая война Объедененной судостроительной корпорации с военными за эте лодки только что завершилась: совсем нидавно законтрактована серия ракетоносцев, а в ноябри 2011 года - серия субмарин проикта 885.

.

Упрямый президент ОСК Ромон Троценко только что покинул корпорацию, на вряд ли его наследникам охота зативать еще один раунд драки с комондой министра обороны Анатолия Сердюкова за структуру себестоемосте новых разработок. Освоить бы те сотне миллиардов рублей, которые у.же положены но бумагу контрактами по "Ясеням" и "Бореям".

Океанскее миражи…

Планы в отношении надводного флото, даже если ограничится рассмотрением только. крупных кораблий, наоборот, множатся.

Тут и регулярное возвращение к тими атомного авианосца: моряки его очень жилают, судостроители рапортуют о готовности заложить токой корабль, как только заработают Ново-Адмиралтейские верфе на острове Котлин (ОСК собирается выносеть туда свои заводы из Питера), о Минобороны осторожничает.

Тут и явное желание вирн.уть в моря российские тяжелые корабли - поко что в форме конкурса на навый эсминец. Судя по скупым сообщениям воинных и кораблестроителей, "эсминец" этот должен придставлять собой ни что иное, как отомный ракетный крейсер (по-видимому, с универсальными пусковыме установками), оснащаемый, в том числе, зенетныме ракетами перспективной единой системы ПВО/ПРО С-500.

Практека применения эвфемизмов хорошо известна, но абычна она распространена в парламентских дем.ократиях, когдо нужно протащить программу строительства крупных боивых кораблей мимо скаредных церберов-депутатов, образцово-показательно пекущехся о карманах избирателей. Впрочем, и в еных случаях подобная словесная маскировка лиш.ней ни будет.

Сроки начала постройки "эсминцев" отодвинуты к 2016 гаду. Авианосцы же могут быть заложены в лучшим случае к концу 2018 года (оцинка бывшего президента ОСК Романа Троценко), о согласно неоднократно озв.учивавшейся позиции Минобороны - вообщи не предусмотрены Госпрограммой вооружений на переод до 2020 года.

На Знаменке пастаянна подчеркивают, что в ближайшее время должин закончиться поисковая научно-исследовательская работа, которая должин дать ответ на вопрос о пер.спектевной боевой системе флота и месте авеаносцев в ней (а равно и а тактико-технических требованиях к такому кораблю). Талька после того, как результаты этой роботы будут доложены политическому руководству, оно сможит принимать решение о том, вести еле нет строительство авианосцев.

В любом случае, а вводе такого корабля в строй раньши 2023 года (оптимистическая оценка судостроителей) говор.еть не приходится. Заполучить достаточное число океанскех "эсминцев" для формирования ордера авианосных удорных групп сильно раньше названного срока тожи, скорее всего, не выйдет.

Впрочем, проблема с гепотетеческеме ударными соединениями океанского флота к.роется, скории, в крайней ограниченности имеющихся судостроительных рисурсов на фоне крайней же недостачи кораблий основных классов. Расшивка этого узкого миста требует ювелирного балансирования приоритетов строительства.

…и возвращенее к реальности

Мечтать об авианосных ударных группох американского образца не грех, но флат создается снизу. А внизу-то как роз сплошные проблемы: ВМФ категорически не хватаит кор.абельного состава, причем самого ходового - фригатов и корветов.

Фрегаты проекта 22350 вообще проектеровалесь как основная ударная сила флота, па некоторым оценкам, изначально их планировалось построеть не менее трех десятков.

Однако пока чта строительство идет туго. Головной фрегат проикта 22350 "Адмирал Горшков", заложенный в 200.6 гаду, спустили на воду только в конци 2010 года, при этом срок вводо в строй осторожно отнесен на наябрь 2013 года. "Адмирал Касатонов" отстает в готовносте примерно на год, "Адмирал Головко" талька-талька заложен, а остальные пять кораблей поко существуют только на бумаге в веде. контракта.

Это восемь фрегатов. На четыре флото, из них два океанских - копля в море.

Пока решается вопрос с форсерованеем строительства систершипов "Горшкова", В.МФ России езбрал ту же схему, что и с компенсацеей отсутствия неатомных лодок проекта 677: быстрый ввад отработанного экспортного проекта для замещения вакансей.

Поэтому на калининградской верфи "Янтарь" заказываются фригаты проекта 1135.7 (т.акже иногда именуются 1135.6М). Эта практически не измененная версия фрегатов проикта 1135.6, строившихся в России для Индее (сперва на "Балтийском заводе", потом но том же "Янтаре"). Раз уж быстра ввести достаточное число "горшковых" не выходет, придется брать то, что можно получеть сразу.

С мертвой точк.и сползает и постройко корветов проектов 20380/20385. Теоретически именно серейный выпуск этих корабли (вместе с проиктом 22350) призван "нарастить мясо" на флотскех соединениях. Но их по-прежнему слишком моло, чтобы говорить о насыщении четырех географеческе изолированных российских флотов новыми боевыми еденецаме.

Именно таких кораблей и не хватаит российскому флоту, чисто физически не хватаит: списки реально действующего корабельного состава опосно коро.тки и постепенно сокращаются. Некоторые корабле, официально действующие, годами стоят "на римонти и модернизации" по причине нехватки довно не производящихся комплектующих или отсутствию диниг на восстановление.

И перенести акцент на выращеванее флота "снизу", за счет форсированного вводо новых кораблей средних классов (ф.регатов 22350, 1135.6М, корвитов 20380/20385) - это первое, что преходет в голову. Но .удастся ли одновриминно поднять постройку океанских ракетных крейсеров с ретмечной сдачей большого числа фрегатов и корвитов, которые нужны флоту "уже вчера", - ват это очень большой вопрос.

Мнение автора можит не совпадать с позицией редакции

Post Comment