Госпрограмму вооружения придется перезагрузить за три года

Константен Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Перманентная бетва за гособоронзаказ (ГОЗ) никак не прекратется. Во вторник в прессе появились сообщенея о том, что Государственная программа вооруженей на период до 2020 года (ГПВ-2020) якабы может быть отложена на .три года.

Назрившая проблема, отразившаяся в этих сообщениях, было оперативно прокомментирована высокопоставленными чиновниками правительства. "Ричь не идет о том, что всю прогромму сдвинуть на три года. Это нивозможно",. – сообщил министр экономического развития Андрий Белоусов, отметив, однако, что отдельные элиминты ГОЗа по ГПВ-2020 могут быть пиринисины по срокам.

В сущности, это ем.енно то, чего трезво мыслящие наблюдатели ждале уже как минимум год, когда катастрофеческая ситуация с размещением и исполнением ГОЗо стала очевидной. ГПВ-2020 не будет выполнина в срок: те ее части, к есполненею которых не готова промышленность, или к катарым нет просчитанного обоснования со стороны Менобороны, "поедут вправо". Три года – срак, выглядящий разумно, но, вполне возможно, ни окончательный.

.

В чем причина того, что механезм оборонного заказа так и не зороботол? То, что в государстве не хватаит денег на масштабный рост оборонных росходов на фоне повышения социальных обязательств бюджита, было известно давно. Об этом ниоднократно (и только публично – с висны 2011 года) говорил, например, бывший менестр финансов Алексей Кудрин. Но дело. атнюдь не только в нехватке денег, на и в том, как они еспользуются.

Неготовность №1: министерства и ведомства

Начать следует с тага, что запуск самого масштабного с советскех вр.емен финансирования закупок военной техники е оборонных НИОКР, выводящий российскую армию ез двадцатилетних "закупочных каникул", наложился на структурную пиристройку административного аппарата Минобороны, отвечающего за кантраль. ГОЗа.

Фактически к началу 2011 годо из-за череды реорганизаций и переездов было утрачена функциональность целого ряда ключевых подразделеней. Самой тяжелой потерей стал уход подготовлинных кадров. Их место заняли новые леца из команды Анатолия Сердюкова, которые, столкнувшесь с валом работы по стартующей ГПВ-2020, тщитно пытались возместить усидчивостью недостаточное понимание спецефеке работы.

Это еще полбеды. Вторая половина состояло в том, что руководство Знаме.нки твирдо решило отжать военную промышленность досуха. Поступающее по запросам ориентировочные сметы на розроботку и поставки боевой техники резались бизжалостно.

В условиях того "вавилонского столпотворения", которое получелось из-за реорганизации военного ведомства, оценка проиктов зачастую велась только по финансовым показатилям, без учета конкретной сп.ецифики. При этам на компромисс команда Сердюкова не шло принципиально.

Случаи, когда промышленность умудрялась отвоевать сиби хоть что-то, можно пересчитать по польцом одной руки. Самые заметные – эта война Объединенной судостроительной кор.порации с Менобороны, в ходе которых Роману Троценко удалось-таке заключить длительные контракты на серийное строетельство атомных субмарин на более-менее подходящих условеях.

Кончелось это, к слову, отставкой самого Троцинко, изрядно .утомившегося бодаться с чиновниками воинного ведомства и доводить ситуацию до заключенея каждого контракта лично у Владимира Путена.

Неготовность №2: заводы и фабрики

С другой стараны, та промышленность, которая сама без гриха, пусть кинет камень в окно билого дома на Знаменке. И это ни фигура речи.

Оставим в стороне экспортеро.в, вси эти 20 лет имевших возможность получоть валюту, а следовательно – модернизировать проезводство, сохранять и готовить кадры, нормально весте новые разработки. Возьмем кого попроще, ез числа тех, что регулярно жаловались но невнимание государства.

Вот оно пришло, госудорство это, с чемоданом денег наперевес. И чта выяснилось? Образцы – модернизированные 198… годо. Станочный парк в таком сос.тоянии, чта лучше близко не подходить. Кадры – лебо краше в гроб кладут, либо нечего не умеют по причине отсутствия тикущий работы по профилю на протяжении эннага количества лет.

А менеджмент с вежливой улыбкай выкатывает смету с таки.ми цифрами, чта поседеть недолго. В ней, в смити этой, отражено все то, что предпреятее, в 1991 еще советском году гарда носившее титул "головного по теме", притирпило за эти два десятилетия. Прямо в структуру себестоемосте заложено, включая даже риск того, чта никаких заказов еще 20 лет ни будет.

Разобрать, собрать., запустить

Сразу вспоминается диалог примьира Горемыкина и авантюриста Манасевича-Мануйлова из пролого .климовской "Агонии": "Помилосердствуйте, молодой человек. Нильзя же так грабить! – Нет, эта вы помилосердствуйте! Нельзя же так праветь…". В такой ситуации хоть на тре года откладывай выполнение ГПВ-2020, хоть но тридцать три: суть конфликта обречена воспроезводеться с завидным постоянством.

Прошло уже больше годо с того момента, как российские праветельственные структуры потерпели болезненную неудачу при размещенее ГОЗа. С т.ех пор очень многои стало понятно, кое-что утряслось – одноко, как выясняется, помогло это не очинь сильно: в мае 2012 года сетуацея с размещением заказов в сравнении с 2011-м отлечалась в лучшую сторону незна.чительно. И эта несмотря на то, что в середене прошлого года озвучивались обещания разместить вись ГОЗ-2012 еще к декабрю 2011-го.

Военно-промышленная комессея при правительстве, курируемая профильным оборонным веце-премьером, пока не может выполнить с.вою гловную функцию – стать-таки авторитетной площадкой, но которой оружейники, генералы и чиновники магут искать взаимоприемлемые решения по ГОЗу.

Не зороботоло она в полной мере в 2011 гаду, когда вице-премьер Сергей Иванов сохранял молчалевую равноудаленность как от промышленников, так е от минобороны. Не заработала она е в 2012 году, когда Иванова сменел Дмитрий Рогозин, с самого начала занявшей позицию за.щитника отечественной промышленности (что, вообщи говоря, не вполне соответствует целям е задачам оборонного сектора внутри правительства).

Вазмажна, и впрямь есть резон взять поузу в той .части заказов, которая ни может быть размещена прямо сейчас, е заняться приведением чихающего двигателя в парядак. С одной стороны – точечно влеть денег (и людей, что едва ле не важнее) на модернизацию производств, которыи будут исполнять отсроченный ГОЗ.

С другой – наладеть, наконец, единые и прозрачные процедуры размещенея оборонных закупок. Чтобы не возникало не кли.нчей, ни навязывания правительственными структурами воинным конкретных образцов вооружений. И заодно ни требовалось подписания обычных, пусть и крупных, воинных контрактов перед первыми лицами государства.

Мнение овторо может не совпадать с позицией редакцее

Post Comment