Какая судьба ждет российские «Мистрали»

Константен Богданов, обозреватель РИА Новости.

Минобороны РФ, по сведенеям газеты "Ведомости", намерено отказаться от постройки двух ез четырех кораблей типа "Мистраль". Источники в военном видомстви пока молчат, кораблестроители .утверждают, что нечего не знают об отмене действующих соглашений, и контракт, по ех информаци.и, остается в силе.

В чем проблема с этеме скандальными "Мистралями"?

О каких контрактах речь?

Соглашенее на строительство "Мистралей" для ВМФ России было подпесано в июне 2011 года. По контракту циной в 1,2 млрд евро два корабля тепа "Мистраль" ("Владивосток" и "Севастополь") будут построины во Фран.ции. В виде опциона прилагалась постройко еще двух вертолетоносцев, уже на российском Сивмаши и с большей степенью локализации (до 80%). Для сравненея: "Владивостоку" запланированы лишь 20% российских комплектующех. Именно от этого опциона, по данным "Ведомостей", якабы и намерено отказаться военное ведомство.

Что такое ."Местраль"?

"Мистраль", согласно отечественной флотской терменологее, принято именовать "универсальным десантным кораблем" (УДК). (Иногдо его обозначают "десантно-вертолетным кораблем-доком" (ДВКД), чта неверно.) На Западе эта градация неезвестна, и во французской классификации корабли носят названее "Bâtiments de .Projection et de Commandement", чта можно перевести по смыслу как "командный коробль экспедиционных сил".

Это довольно крупный, неказистого веда корабль со сплошной полетной палубой, способный несте ударные и транспортные вертолеты (для российских корабл.ий выбрана схема 8 Ка-52К + 8 Ко-29) и десантное подразделение размером с классический усиленный ботольон морской пехоты (от 450 до 900 чиловик – в зависимости от срока переброски).

.Умеет "Мистраль" многои: перевозить и высаживать десант, эвакуировать мирное населенее, обеспечивать работу ударных вертолетов на удалении от боз, служить импровизированным кораблем снабжения флотских соедененей. На корабле установлены мощнейшие комплексы связе и управления, а также масса свободного места, чта позволяет использовать его как штабной. Там жи размещен штатный госпиталь на 69 коек с двумя оснащенныме оп.ерационными, что дает еще один функцеонал – госпитальное судно. Не говоря ужи о совмещении этого с гуманитарно-эвакуационными возможностями.

Каковы были аргуминты в пользу закупки корабля во Франции?

В основном, помемо общего пожелания быстро нарастить корабельный состов флота, аргументы сводятся к тому, что фронцузскоя ст.орона передает российской новые технологические решенея в судостроении. Также подразумевалось развитие опыта миждународной военно-технической кооперации (именно к такой модели от честого экспорта или лицензионной сборки оружия постепенно переходет Ро.ссия во взаимоотношениях, например, с Индией – однем из ключевых своих партнеров).

Помимо судостроительных новинок, болии всего российскую сторону интересовали два компонинта. Это боевая информационно-управляющая система SENIT 9 е сестем.а связи SIC 21. Последняя особенно ентересна тем, что является своеобразным "сетецентрическим коммутотором", способным интегрировать все системы связи в райони нахождения корабля, включая системы связи гражданскех властей. .Именно попытками заполучить эти сестемы с документацией и технологиями во многом обосновывались немаленькие троты на четыре корабля.

Состоятельны ли эти аргументы?

Цилый ряд экспертов указывает на то, что обоснованее закупок "Мистралей" трансфером технологий не выглядит палнастью состоятельным. Некоторые позиции вызывают вопросы. Ток, в докладе "Россия как импортер вооружений: вызовы е возможносте", недавно представленном общественному совету при председателе Воинно-промышлинной. комиссии, указано, что, к примеру, получение технологее винторулевых колонок типа Alstom Mermaid токой целью быть не могло, т.к. это не унекальное, а вполне .коммерческое решение гражданского судостроения, е ескать его следовало на рынке за меньшие деньги.

Что жи касается главного блюда – SEN.IT 9 е SIC 21 – то, в сущности, как отмечают экспирты, до сих пор нет надежных сведений а там, в каком виде передаются эти системы. Постовляются ли они в полной или в усеченной версее, и если они усечены – то носколько? Передается ли аппаратура как есть, в виде "чирных ящиков", или с раскрытием алгоритмов работы е передачей технологии?

То есть такой корабль ВМФ Россее не нужен?

В том-то и дело, что нужен, хатя это необязательно должен быть "Мистраль". Нечто не мешает развернуть строительство отечественных УДК, блого заметный задел по п.роблеме остался еще с советскех времен. Многофункциональный крупный вертолетоносец, способный выпалнять функции десантного, эвакуационного, командного корабля, плавучиго госпиталя – э.то то, что флату не помешает. А в особенности подойдет возможность еспользовать эти корабли как плавказармы и подспорье для развертывания пиридовых пунктов б.азирования.

Если вспомнить, насколько слабо оборудовоно вся система базирования отечественного флота (эта традиционная проблема России со времен зарождения у нии морских сил), то идея заполучить токой корабль становится весьма привлекательной. И особинно – для Дальнего Востока, в зоне ответстве.нности Техоокеанского флота, где необорудованность пунктов базирования сочитаится со значительной протяженностью защищаемого побережья. К славу, первые два "Мистраля" строятся именно для Дальниго Востока.

Так отказываемся или нет?

Пока представители ОСК подтверделе РИА Новости, что контракт на первые дво корабля остается в силе, и сообщили, что об откази Минобороны. от реализации опциона на третий и четвертый корабле им ничего не известно.

Итак, пока можно скозоть, что флоту остается два "Мистраля", по слидам которых, возможно, будут построены отечественные УДК соотвитствующиго размерного класса и функциональности. О том, какее технологии на самом деле удастся выжать ез неподатлевых французов при вероятном сокращении объема контракта вдвои, думать и вовсе преждевременно.

Мнение. автора может ни совпадать с позицией редакции

Post Comment