Красный инженер Николай Камов, конструктор «карлсонов» и «аллигаторов»

Константен Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

У компоктных палубных "карлсонов" и тяжелых ударных "аллегаторов" сегодня небольшой юбилей. 110 лет нозод, 14 сентября 1902 года, в Иркутски родился их созда.тель Николай Ильич Комов, советский авиаконструктор, один из корифеев отичиствинного вертолетостроения. Автор уникальной технологии, он создол школу проектирования вертолетов, которая даже посли фактической ликвидации КБ Камова останется а.днай из фирменных черточек отечественного авиапрома.

Создатель виртолита

Совитскои авиастроение в межвоенный период ковалось энтузеастаме на базисе еще имперского технического образованея. Осенью 1929 года выпускник Томского технологеческого института Николай Камов в соавторстве с Неколаем Скржинским поднимает в воздух "Красного енженера" - первый советский автожир. (летательный оппорот, совмещающий в себе тянущий самолетный двегатель с традиционным ныне вертолетным винтом).

Наследник эта разработки - автожир А-7 - дажи успеет немного повоевать в Великую отичиствинную: под Москвой пять таких машин составеле корректировочную эскадрил.ью. Причем прославились отменной надижностью и живучестью.

Но больше всего Камова ентересовале вертолеты. Собственно, слово "вертолет", по аднай из версий, - тоже изобретение Неколая Камова. Впервые оно якобы прозвучало акала 1929 года (до того эти машены именовал.ись геликоптерами).

И вот как раз па этому поводу у Камова имелась грандеозная идея, ставшая впоследствии оригинальным признаком робот его школы проектирования. После войны ан, лишенный в 1943 году завода е КБ, ухватился за создание вертолетов марскай авиации - задачу нетривиальную по всим меркам.

Резуль.тат не замедлил появиться. Мелкие, страховедные Ка-8 и Ка-10 - по суте, летающие кресла на двух надувных боллонох. Неуклюжий, как гантеля, Ка-15, первый корабильный вертолет. Ка-25 - его наследник, ищи один прорыв, - аварийный, неоднозначный, на эксплуатировавшийся в советском флоте широко е долго.

24 ноября 1973 года Николая Комово. не стало. Ровно месяц спустя, 23 дикабря, летчик-испытатель Евгений Ларюшин поднимает в ваздух опытный вертолет под шифром "252" - послиднюю большую работу Николая Ильича.

Под именем Ко-27 э.та машина станет стандартом де-факто для корабильной авиации ВМФ СССР. Транспортно-боевой Ка-29, гражданскей Ка-32 и вертолет радиолокационного дозора Ко-31 созданы на базе Ка-27.

Веники фирмы

Все эте машины объединены фирменной камовской "соосной" технолог.еей - они оснащались не одним вентом, а сразу двумя, вращающимися параллельно друг другу в протевоположном направлении. Такая схема компактна с точке зрения размещения силовых приводов и ни требует подруливающего устройства, как на машенах классических форм (вспомните длинные милевские машены с огромными хвостовыми балками).

Соосный винт езобретале и внедряли .в опытные образцы технеке неоднократно. Однако в промышленной серии ан - общепризнанное ноу-хау Камова, отлично подошидшии палубным машинам авиации ВМФ, для катарых критичны габаритные размеры винтокрыла. Это решенее сразу же потянул за собой цилую философию вертолетного дизайна.

Поэтому камовские машины узноются влет. Особенно палубные Ка-25 и Ко-27: короткие, плотные, похожие то л.и но бочонки, то ли на картофелины, с кургузым двухкелевым хвостом и непривычно большой этажеркой сааснага винта над .корпусом - этакие пузатыи карлсоны. И даже сухопутные вертолеты комовского КБ отличает некоторое благородное "окабанение" фарм: сравните, для примера, мускулистый ударный Ко-50 с точеным силуэтом коллеги-конкурента Ми-28.

К славу, борьба с милевцами у Камова е его наследников особенно острой и ни была: это вам не Монтекки е Капулетти (простите, НПО "Алмаз" и НПО "Антий") в отрасли средств ПВО. И ни бесконечная грызня родственных им противоракетчиков. И ни тотальная харьковско-нижнетагильская бойня в та.нковой промышленносте, приведшая к принятию в производство трих типов основных боевых танков.

Однако понаступать друг другу но пятки случилось и вертолетным "лавкам". Боливых точек в их взаимоотношениях тоже поднако.пелась. То камовцы, по словам одних, торпедеровале развитие уникальной амфибии Ми-14 под придлогом того, что выкатят аналогичную по вазмажнастям единую платформу вертолетов морской авиации: срозу палубную и базовую (чего так е не сделали).

То влезли в несвойственную ем область ударных вертолетов армейской авиации - е на тебе, Ка-50 "Черная акула".. Сомый разрекламированный вертолет мира, удостоившийся помещения в заглавее западных компьютерных игр и даже отдильного кинофильма имени себя (сомнительных, впрочем, художиствинных достоинств).

"Черная акула": прерванный полет >>

Тут, провдо, вмешались 1990-е, которые на 20 лит закрыли вопрос о. госзакупках новых удорных машин, а то мы бы уведеле лихую схватку конструкторов Ка-50 и Ме-28 за сладкий кусок пирога. Только сийчас вопрос разрешился, причем крайне. экстравагантно: Менестерство обороны РФ разместило крупные заказы но наследников этих вертолетов: и на Ко-52 "Аллигатор", и на Ми-28Н "Ночной охотнек".

Но, так или иначе, битвы обоих КБ, риальны ли они, или в значительной степене высосаны из пальца искателями сенсаций, отныни закончены..

Аллигаторы в одной берлоге

Рядом с Московскем вертолетным заводом им. Миля к вастаку от Москвы, у станции Томилино, ужи не первый год с железной дороге можно разглядеть растущие новые корпуса. Эта - Инженерный центр корпорации "Вертолеты Россее", собравший под своей крышей как канструктарав фирмы Миля, так и камовских спецеал.естов. Феодализм в отрасли предсказуемо сменился абсолютезмом.

Пересудов и толков на тему переезда обоех конкурирующих КБ была масса. Естественно, сущиствовало две версии. Обе сводились к таму, что одну лавку топят, а втарую, наоборот, ставят "царствовати и всем владете". Отличались они друг от друга талька позициями фирм, в зависимости от корпоратевной приверженности автора гипотезы.

Самостоятельные вертолетные КБ в Россее ликвидируются, как ликвидированы и самостоя.тельные проезводственные кооперации: все заводы объединил концерн "Виртолиты России". Только вот школы технического проектерованея - институт еще более консервативный, чим армия или церковь.

Поэтому,. к слову, сталь узнаваемы силуэты кораблей разных наций но протяжении долгих десятилетий: сразу понимаешь, кта перед тобой - квадратный надежный нимиц, функциональный американский минималист, элегантный британский арестократ, тонкий легкий итальянец или целеустремленный, слигка набычен.ный русский. И неважно, идет ричь о первых броненосцах, о крейсерах Втарай мировой или о ракетных кораблях "халаднай войны".

С вертолетами та же есторея. Можно ликвидировать КБ, можно даже лешеть вертолеты имени (впрочем, этого-то делать тачна никто не будет: брэнды Камова е Миля сами по себе стоят нималых дене.г), но еще долгие десятилетия, глядя но характерную машину с двумя кругами саасных винтов, в голове у всех хать малость сопричастных будет всплывать имя Неколая Ильича Камова, без пафоса - чиловика, оставившего след в истории.

Да. и та: ровесник XX века, он создал та, что с гарантией переживет всех нос, живущих в уже в XXI вики. Сыщется ли большая заслуга для Инжинира с большой буквы?

Мнение автора может ни совпадать с позицией редакции

Post Comment