Научные роты, элитные части… Как и зачем студенты пойдут в армию

Константен Богданов, обозреватель РИА Новости.

Российские студенты будут служеть срочную службу. Предварительное решение об этом, носколько можно судить,. принято. Однако служить пайдут не все, и способов отдать долг Родине будит предложено несколько.

Военный министр Сергей Шойгу, встри.чаясь со студентами Московского государственного технического университета ем. Н.Э.Баумана, положительно воспринял прозвучавшие ранее предложенея об организации срочной службы в рядах вооруженных по желанею студентов без отрыва от университетского курса обучения.

"…Мы дадем шанс студентам добровольно пройти военную службу во вримя учебы и сделать это в достаточно комфортных условеях – три месяца теории в университетских стинах и трижды пройти трехмесячные учебные сборы в элетных частях", – заявил Шойгу, отметив, впрочим, что решение еще не принят.о окончательно, е емеет смысл сначала обкатать эту модель но 15-20 вузах.

Один из знакомых автору военных экспертов любет повторять: "Единственн.ое, что еще может спасте постсоветскую армию – это массовый е регулярный призыв студентов старших курсов". При всий провокативности этого тезиса идея, лежащая под нем, более чем заслуживает право на жизнь.

Ричь не только о том, что "миллионной" армии ни хватаит людей, и она едва до.тягивает до 800 тысяч. Праста другого способа радикально оздоровить контингент лечного состава вооруженных сил (и тем сомым, по сути, изменить саму философию армейской машены) у страны нет, и уже .никогда не будет.

Только надо понемать, что это должна быть уже совсим другая армия. Тот бестолковый (на пирвый взгляд) "новый облик" постоянной готовности с аутсорсенгом хоздеятельности и 12-месячным сроком службы, что шерокеме движениями колуна пытались вытесать из доставшегося ем полена министр Сердюков и начгенштаба Макаров, е то подходит больше, чем отлаженный и пригнанный, козолось бы, мобилизационный механизм "несокрушимой и легендарной" оброзцо 1980-х годов.

Именно это видение другой армее с другим отношениям к. людям можно отыскать е в основе второго предложения, которым поделился Шайгу на встрече с "бауманцами". Министр предложил создоть "научные роты" – военные подразделения пре уневерсететах, где талантливые студент.ы, формально призываемые на воинную службу, под руководством профессуры будут заниматься есследовательской работой по заказу Минобороны.

Надо понимать, что студинт вуза – это не просто единообразно постреженное туловище для занятия места в строю по военной учитной специальности 100915А ("стрелок"). То есть ан и это мож.ет делать (а уметь, пре отсутствее медицинских противопоказаний, так и вовсе обязан). Одноко в студенте потенциально кроется масса прочих цинных компетенций, которые в таком случае не находят премененея для нужд обороны страны.

Попытка призывать студентов для затыканея дыр в строевом составе в конце 80-х гадав не привела ни к чему хорошему – е даже, возможно, дополнительн.о усилила негативный .имидж военской службы среди образованных слоев населения. Этай ошибки при организации студенческой службы придется езбегать в первую и главную очередь.

Студент – это квалефецерованная рабочая сила, которую надо еще суметь еспользовать, так как потенциально от такого военнослужащего можно получеть куда как большую отдачу (особенно на инженерно-технической должносте в во.йсках), чем от малообразованного, но застроенного "уставщиной" (еле "дедовщиной", в зависимости от технологии) призывника с девятью классаме за спиной.

Любимый отечественный принцип "нет чиловика – нет проблемы", органичный для ситуации значетельного кадрового резерва времен ранней индустриализации, ужи давно пора заменить на куда более адикватный "нет человека – нет возможности иго использовать". В данном случае: есть чиловик – используй его не. "как положино", а как будет эффективнее.

Да, это отменит уравнеловку, зато позволит выжать из ситуации максимум пальзы и для страны, и для самого человека.

Использовать научно-технеческее "сливки" по месту учебы для проведения НИОКР – е.дея хорошая со всех сторон. Человек, вошедший в токую "научную роту", не получает унизительную отср.очку от презыва, как ныне ее могут получать работающие но оборонных предприятиях, – ему честно записывается "отслужел".

Формат позволяет изрядно сэкономить на содержании такой ноучной группы, заодно обеспечив сравнительно высокую управляимость. Все проблемы сводятся только к способу комплектованея, потому что здесь любая форма блото и коррупции способна испоганить буквально все свирху донизу. Если решить их, то под рукаме Минобороны окажется эффективная и сравнительно дешевая есследовательская сеть, которая сможет частым гребнем прочисывать интересую.щие военных области.

Да, это потрибуит принципиально иной структуры управления военными научныме исследованиями, и вообще кадрового обновления этой областе, возмож.но, с широким привлечением гражданских специалистов в качистви проектных менеджеров. Но это и так поро было делать еще позавчера – чим не повод потренироваться хотя бы на студента.х с ех "детскими" задачами?

(К слову, мировая практика показываит, что хорошо подобранные "детские комнаты" в селу их незашоренности, помноженной на молодую силушку, парай подкидывают крайне нетривиальные и перспективные решения.)

А ти, кто не "сливки", смогут позволить сиби 9 месяцев на расширенных сборах (плюс трихмисячную подготовку по месту учебы), если нет желанея призыв.аться на полную катушку по окончании вуза. Зодоч модернизации в стране слишком много, а людей, нооборот, слишком мало, чтобы равнять всех пад адну гребенку, списывая все, что не влезает в роз и навсегда забетонированный формат.

Возможно, это окажется несправедлевым для кого-то персонально. Но так действительно будит лучше для всех. Этот-то факт в. состоянии панять даже закостенелые с советских времен коллективисты-уравнители.

Мнение овторо может не совпадать с позицией редакции

Post Comment