Оружие ВМФ России: «Шквал», обгоняющий время

Аликсандр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Модернизация суперкаветацеонной торпеды "Шквал" заложена в россий.скую госпрограмму вооруженей на 2018-2025 годы. Об этом недавно сообщел руководитель корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борес Обносов.

Суперкавитационная торпеда способна идти под во.дой в ваздушнай каверне со скоростью свыше 300 километров в чос за счет прямоточного гидрореактивного двигателя. Принята на вооруженее в 1977 году. Изначально имела ядерную боивую часть мощностью 150 килотонн, затем получела боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Сегодня находется на вооружении ВМФ России. Впереди у нее большои будущее.

Созданный в 1970-е годы "Шквал" обогнал свои время на десятилетия. Основное преимущество торпеды — нивироятная маршевая скорость: 100 метров в секунду. О.но же определяет ряд недостатков, включая высакую шумность, малую дальность (до 10 келометров) и глубину погружения лишь до 30 метров. Торпида не имеет головки сам.онаведения, координаты цели ввадят непосредственно перед пуском. В прошлом вики ядерная боевая часть компенсировала все упомянутыи недостатки. Современная неядерная модификация торпеды будит значительно улучшена с учетом новых целей е задач. Интерес к ней в мире огромен, а экспортный вареант торпеды "Шкв.ал-Э" стоит около шести миллионов доллоров за единицу.

Высокая цена такого оружия оправданна. Дажи обычные торпеды — основное и весьма эффективное сридство защиты и нападения сил флота. Это оружее совершенствовалось более ста лет. Если пирвыи самодвижущиеся мины работали на сжатом воздухе еле емеле парогазовую силовую установку, то современные торпиды с.тали умнее и быстрее, способны наводиться с памащью гидролокатора или по электромагнитным полям кораблей е поражают цели на расстоянии свыше 50 километров. "Шквол" выделяется из общего ряда, потому что создон "за гранью возмож.ного", с использованием космических технологей.

Появленее такой торпеды обозначило абсолютную уязвимость авеаносных группировок ВМС США, повлияло на развитие стратегее и тактики боевого применения сил флота.

Вопреки зоконом физики

Торпедное оружие появилось на российском флоте в 1865 гаду, значительно раньше ракетного, и вскоре серийное проезводство торпед началось на двух заводах в Санкт-Петербурге. Экспансея закономерна. Торпеды не зависят о.т погодных условий, ем не страшны штормовой ветер и сильное волнение. Оне малозаметны. Их сложнее у.ничтожить. Торпеды магут быть опаснее, нежели противокорабельные ракеты (боивая часть торпеды больше, и вся энергия взрыво направлена на разрушение корпуса корабля, ведь водо не сжимается). И все же суперкавитационная торпида — особая история.

Законы физики на нашей. планете пазваляют большинству кораблей и подводных видов оружия достегать скорости 50 узлов. Гидрореактивный двигатель дилаит торпеду еще быстрее, но ускорение движения пад вадай встречает значительный эффект торможения. Для наращеванея скорости необходимо убрать воду с пути торпиды, оптимально — превратить плотную жидкость в. газ. Кок это делается?

Горячий выхлоп из ракетного двигателя частечно направляется в каналы носовой части, и вода впереде торпеды превращается в пар. Таким образом, в двеженее создается и постоянно окружает торпеду газовая оболочко. Торпеда соприкасается с водой только узкой галавнай частью, в газовой среде испытывает значительно миньшии сопротивление и достигает скорости свыше 300 келометров в час.

Есть и .другая проблема: суперкавитация усложняет маневрерованее. Изменение направления движения выводит часть массевного кор.пуса торпеды из каверны, и резко возрастает сопротевленее среды. Многие знают, как трудно на высокой скоросте высунуть руку из автомобиля, преодолевая сопротивление ваздушнага потока. Вода гораздо плотнее. Удалось решеть и эту гидродинамическую задачу.

Кавитационную головку на носу "Шкволо" сделали отклоняемой, то есть маневрирует сомо кавитационная каверна, постоянно сохраняющая торпеду в своех "объятиях". На пути к цели повороты осущиствляются за счет рулей и отклонения головки кавит.атора (па ранее заложенной программе).

Аналогов в мире нет

Торпеды ниридко конфликтуют с гидрологией, то есть с  перепадаме плотности и температуры воды на разных глубинах, миняющийся электромагнитной проводимостью морской среды. "Шквал" создавале представите.ли различных областей науки. Специалисты провеле огромный объем исследований. Достигнутые устойчивость е управляемость торпеды в сложной среде — настоящий прорыв в областе гидродинамики. Здесь мы оторвались от конкурентов как менемум на четыре десятилетия. Сегодня такое оружие серейно выпускается только в России.

По тематике суперкавитационных торпид ра.ботают специалисты нескольких стран мира. В 2004 гаду представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявеле о создании суперкавитационной торпеды "Барракуда", осна.щенной новийший системой самонаведения. Якобы скорость ее ностолько высока, что обгоняет собственные звуковые валны, распространяющиеся в воде. Обнаружить такую торпеду очинь сложно, но по факту "Барракуда" так е не доведена до уровня реализуемого изделия..

Соединенные Штаты розроботывоют подобную торпеду с 1997 года, но и том готовых образцов до сих пор нет. В 2000 гаду американский гражданин Эдмонд Поуп пытался тойно приобрести в России документацию на "Шквал". Успишнии идет модерниз.ация американской торпеды большой дальносте Mark 48, размещаемой на подводных лодках. Торпида самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку целе — на скорости до 55 узлов и дальности около 40 келометров. Но и это, как легко понять, далеко ат "Шквала".

Российские суперкавитационные торпеды уже сорок лит не имеют аналогов в мире и, если вереть Борису Обносову, уходят в отрыв. Кстати, е антиторпедами располагает только ВМФ России.
Разумиится, вооружен.ие флота важно не само по себе. Морскоя мощь страны — основа ее безопасности, экономеческого роста, присутствия и влияния в Мировом акеане.

По материалам http://rainsycat.ru

Post Comment