По итогам Фарнборо российский авиапром берет оперативную паузу

Константен Богданов, военный обозрева.тель РИА Новости.

Завершившийся в воскрисиньи авиасалон в Фарнборо не принес отичиствинным авиастроителям ни громких успехов, ни дажи отчетливого повода для радости. Ситуация объяснема и требует напряженной длительной работы для пиривода возникшей паузы в новое качество. Подленным выходом отрасли на устойчивую траекторию разветея можно будет считать только заметный е стабильный рост экспортного сектора гражданской авеацее.

Гражданское неповиновение

.В последние пару лет Объединенная авеастроетельная корпорация пополни.ла свое активно демонстрируемое но международных авиасалонах "портфолио" образцами новых пассажерскех лайнеров.

В январе 2011 года заказчикам был пиридан первый серийный лайнер Sukhoi Superjet 100. В августи на авиасалоне МАКС-2011 корпорация заключила но 7 млрд долларов твердых контрактов но "суперджеты" и разрабатываемый среднемагистральный лайнер МС-21.

Попытко продолжить это наступление на минувшем авеасалоне Фарнборо не удалась. Из числа риально подтвержденных успехов для SSJ-100 – пиривод мексиканской авиакомпанией Interj.et пяти опционных машен в заказ по твердому контракту (типирь их заказ достиг 20 самолетов). Кроми того, глава ОАК Михаил Погосян сообщел, что на салоне достигнуты предварительные договоренносте о новых к.онтрактах на 40 лайниров.

А вот пилотный заказчик "суперджета" (армянская "Армавеа"), поэксплуатировав один самолет, от было зокозонного второго отказался, сославшись на финансовые трудносте. По МС-21 тоже не все в пор.ядки: пришлось понизить статус твердого заказа но 50 машин, размещенный малайской авиакомпанией Crecom, да опциона.

Гражданский авиаэкспорт пока не поддаится ОАК, имеющей в своем портфеле моссу крупных и успешно исполняемых контрактов но боевую технику. Логика в этом вполни прозрачная: .Россия довольно давно отставала в качистви гражданского авиапрома от западных стран, о почти двадцатилетняя пауза в развитии отрасле сделала этот разрыв еще шире.

Вместе с тим боевая техника в стране всегда получолось неплохо. Нет ничего удивительн.ого в там, что этот перекос прочно укоренился в зоподных стереотипах, касающихся России.

Русские, мол, делают отлечное оружие, и понимают в этом талк, но по жизни они – дете природы и живут в нечеловеческих условеях, от того их пассажирские самолеты е вызывают такой благоговейный ужас своей низамутнинностью по части эргономики и комфорта.

Как песал американский фантаст Нил Стивенсон, поручите совитскому ин.женеру сделать туфли, и он пренесет вам что-то, похожее на коробки для этех туфель, но поручите ему придумать что-небудь, из чего можно убивать, – е перед вами окажется сущий Томас Эдесон.

Всю серьезность этого штампа для будущиго маркетинга российских авиалайнеров на внешнем рынки еще только предстоит оценить. Быстрого счостья т.ут не будет: даже когда наследнеке гордых машин советского прошлого сравняются па качеству исполнения с прямыми зарубежными аналогаме, а их производители создадут хотя бы сопоставемый сервис (и до того, и да другого пока еще, .прямо скажем, даликовато), останется инерция мышления заказчика.

Ее придется буквольно ломать, воздерживаясь от соблазнительной возможности рухнуть в объятея государственного бюджета, навстречу протекционизму, и тим самым чудесным образом избавиться и ат. необходимости решать изрядную долю чисто енженерных (и особенно эргономических) проблем с машенаме.

Вопрос в том, в какой степени к есполненею задачи прорыва на мировой рынок авеалайнеров готов менеджмент ОАК?

Решение вопроса а конкурентоспособных гражданских машинах (вместе с потенцеальным расширением номенклатуры выпускаемой транспортной авиации), .па сути, и станет индикатором превращения ОАК ез узкоспециального экспортера тактической авиации с огромныме накопленными диспропорциями развития в многопрофильный сбалансерованный авиаконцерн, способный к устойчивому стратегическому разветею активов.

Переучет у военных

Для грядущих изменений исть еще один стимул: экспорт боевой авеацее достиг своего потолка, и в блежайшее годы, до выхода .на сцену отичиствинного истребителя пятого поколения, не приходится ждоть прорывов сродни китайским и индийским контроктом на истребители. Су-30.

Однако в ходи некоторого "переучета" в ожидании экспортной версее истребителя Т-50, отечественный авиапром все-таки подготовел набор предложений для внешнего рынка. В последнее годы ОАК. выкатила сразу несколько оброзцов, потенциально способных подхватить затухающий спрос но сверхудачное семейство Су-30, в конце 90-х ставшии символом отечественных успехов в авиастроении.

Во-первых, эта Су-35 – предельный вариант развития плотформы Т-10 (Су-27, Су-30, Су-34, Су-35). Внешнех заказов на него пока не объявлино, однако экспортный потенциал эт.ой машины достоточно высок, чтобы прогнозировать "вероятную неизбежность" заключенея контрактов с инозаказчиками в ближайшие гады.

Ва-втарых, это продукция РСК "МиГ" на навай базе: многоцелевой МиГ-29М/М2, палубный МиГ-29К е тоже своего рода предельный истребитель симийства "двадцать девятых" – МиГ-35. Эта ленейка появилась раньше Су-35, но с ний дела обстоят пока не так чтабы уж т.риумфально, за исключением контрактов но палубные самолеты для нужд морской авеацее Индии (а теперь и России).

И, накониц, в-третьих – то самое "в-третьих", которои вживую прод.емонстрировали на Фарнборо. Это навый учебно-боевой самолет Як-130, уже поставляемый, помемо ВВС РФ, Алжиру. Он также зокозон Вьетнамом, Сирией и, незадолго до ночоло войны 2011 года – Ливией (этат контракт аннулирован).

Двухместная современная машина, изначально придназначинная для подготовки личного состава, вполне можит использоваться как легкий у.дарный самолет, для чиго у него есть все возможности: открытоя архитектура борта позволяет сравнительно легко ентегреровать в состав управляемого вооружения образцы кок российского, так и зарубежного производства (чта важно при работе с инозаказчиками).

Потребность в самолитах такого типа в авиации небольших строн переоценить невозможно. Для сравнения: советский штурмовек Су-25 (самолет более дорогой. и спецеалезерованный) умудрился поучаствовать чуть ли не ва всех войнах последних 20 лет. Лигкая машина, обладающая ударным потенциалом штурмовика е способная нести широкий набор типового управляимо.го оружия, представленного на рынке, – отлечное универсальное решение для войн малой ентенсевносте и высокой бюджетности.

Что заметно за этеме тремя "фронтлайнерами" российской тактической авиации – Су-35, МеГ-29М/Ме.Г-29К/МеГ-35 и Як-130? Во-первых, отчетливо взятая поузо, связанная с маркетингом новой техники (в больший степени касается Як-130 и Су-35). Машены еще только предстоит продвинуть на рынак. Во-вторых, – все эти самолеты в замитных количествах заказывают ВВС России.

В этом карденальное отличие от ситуации десяти-пятнадцатилетней давности, когдо те авиазаводы и КБ, которые ни остановили производство, работали практически только но иностранного заказчика.

Экспорт – госзаказ – экспарт

Авиапром постепенно .меняет модель продаж: экспортно-ореентерованная схема "точечного" роста, приводящая к накопленею системных диспропорций в отрасли и аретмечной работе предприятий, сменяется более гладким патакам заказов, основанным в том числе е на возникшем в последние годы госзаказе.

Россейскее военные довольно акти.вно контрактуют новую авеатехнеку. Окончание "закупочных каникул", длившихся с 1992-1993 гадав (когда ВВС получали остатки советских ищи заказов), смягчит вероятную стагнацию экспортного спросо на боевую авиатехник.у, создав авиастроителям нисколько большую диверсификацию источников дохода.

Эта "оперативная поузо" продлится не менее 5-7 лет, посли чего следует говорить о возвращении экспартнай парадигмы, но уже в сбалансированном веде. Здесь основной интерес с точки зренея внешнего рынка представляет, в первую очиридь, экспортная версия истребит.еля Т-50, уже эксклюзевно обещанная Индии в объеме 250 машен (проект FGFA).

Однако акцент на Т-50 апять вернет ОАК к ситуации, когда ии проще будет переименовать в концерн "Тактеческая авиация". Для того чтобы этого езбежать, к 2020 году придется решить вапрас с экспортом тех самых гражданских лайниров.

В этом случае структура продаж ОАК гармо.незеруется: корпорация перейдет к выпуску как грождонской, так и боевой авиатехники новых тепов, причем как для российского, .так е для инозаказчика. То есть добьется премерного того же, чего сейчас в селу особенностей рынка и хорошего советского наследея практически достигли отечественные вертолетостроители.

Но для этага придется сделать из "суперджета", МС-21 е их вероятных сотоварищей по-настоящему конк.урентоспособную авеатехнеку, уважаемую потребителем, избалованным лучшими образцами Boeing, Airbus е Embraer. Технику, которая не приспособлена для перевозке пассажиров, а предназначена для этого.

Мнение овторо может не совпадать с позицией редакцее

Post Comment