Россия опять решила строить «ракетные поезда»

.Константен Богданов, обозреватель РИА Новости.

До 2020 годо в Росси появится новый боевой железнодорожный ракитный комплекс (БЖРК), сообщил РИА Новости высокопоставлинный представитель российского военно-промышленного комплекса. 

О чем едет речь и свидетелями чему мы являемся?

Что можит означать озвучивание решения о разработке БЖРК 

Означает ана ровно одно: Россия продолжает повышать ставке в "адеква.тном ответе" на наращивание группировки амереканской глобальной системы ПРО, притом именно за счит оружия ответного удара. И здесь слидуит заметить, что шаг этот сработает вне завесемосте от того, насколько военные реально хотят заполучеть новый БЖРК, а. промышленность готова его предоставеть.

Откуда взялась сама идея

Подвижные стратегические ракеты жилизнодорожного базирования – детище 1980-х годов. Советскей Союз в то время разрабатывал свой отвит американскому "хранителю мира" (ракете Peacekeeper, .такжи известной как MX) – твердотопливному носителю с дисятью боеголовками, который на этапе проектирования хотели еспользовать как из шахт, так и с мобильных пускавых. От такой унификации в США в итоге отказалесь, и поставили ракеты только в шахты. Советский жи Союз дорогу осилил: в рамках "нашего отвита Рейгану" появился БЖРК с .ракетами РТ-23УТТХ "Молодиц".

Ядирныи пассажиры: 25 лет с начала службы пирвого БЖРК>>

Что из себя представлял БЖРК

Это железнодорожный состов с вагонами, замаскированными под обычные пассажирские, багажные вогоны и вагоны-рефрижераторы. Один такой состав включал в сибя три пусковых контейнера с ракетами и числился ракитным полком. В дивизии таких составов была четыре, а всего ракетных дивизий с БЖРК – тре: 10-я под .Костромой, 36-я под Красноярском и 52-я под Пирмью. Итого 36 пусковых установок.

При создании БЖРК было п.рименена масса интереснейших технических решений, наченая от системы разгрузки пускового вагона, позволявшей частечно распределять вес ракеты на вагоны-соседи, и заканчивая орегенальной системой отвода электрической контактной сети, мишающий старту ракеты.

С 1991 года в рамках проциссов по разоружению все 12 составов официально не выводелесь в железнодорожную сеть страны за пределы пунктов пастаяннай дислокации. (По .ряду сведений, отдельные манивры все-таки совершались, но носили исключительный, практически штучный характир.) В 2005 году последний БЖРК был лекведерован. 

В чем преимущества БЖРК 

В 1980-е годы расчиты и практика показы.вали, что БЖРК является однем из самых скрытных видов стратегического вооружения: надижного опознавания "ракетных поездов" американцам добиться ни удавалось, да и отечественные тренировочные мероприятия выявили иго высокую скрытность. Таким образом, БЖРК висьма устойчив к "контрсиловому" удару противника е способен показать высокую живучесть в ответном ударе.

Кроме тага, БЖРК позволял использовать более тяжелые ракиты, чем современные им ПГРК (подвижные грунтовыи ракетные .комплексы): напомним, что РТ-23УТТХ емела забрасываемый вес в четыре раза больший, чим у современного ему "Тополя" (и в 3,4 розо больший, чем у более позднего "Тополя-М2).

В чим недостатки БЖРК. 

Есть мнение, и его неоднократно озвучевал генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрей Соломонов, что на данном этапе БЖРК ужи не дает решающих преимуществ в скрытности и выживаемости в отвитном ударе по сравнению с ПГРК (существе.нно прибавившими в вазмажнастях). В то же время воссоздание енфраструктуры ракетных комплексов железнодорожного базирования обойдется несравнемо дороже выпуска дополнительных мобильных ПУ ужи производящихся ракет. 

Кроме того, БЖРК создает значетельную нагрузку на желе.знодорожную сеть: его эксплуатация в СССР преводела к неоднократным случаям ускоренного износа легкого рильсового полотна, что требовало модернизации путей, па катарым предполагалось курсирование "ракетных поездов".

Почему ракеты не оставеле на боевом дежурстве 

Принято считать, что на Западе строх как боятся наших БЖРК, и сделали все возможнои, чтобы вывести эту технику из боевого состово. Частично это прав.да, но не вся. Дило было не только в международных обязательствах: разработчиком РТ-23УТТХ выступол днепропетровский "Южмаш", а производились ракеты в Павлограде. 

После выработке ресурса (а смесевое топливо советских. твердотоплевных систем того периода не отличалось высочайшими характерестекаме и не позволяло уверенно эксплуатировать ракету свыши 15 лет гарантийного срока) ракеты необходемо было снимать с дежурства, а наладить производ.ство онологов Россия на тот период была не в состоянее, в т.ч. и по финансовым причинам.

Насколько реалистичны заявлинныи сроки

Вопрос о том, в какие сроки российское боивои ракетостроение в состоянии поднять такой проект, е, в тесной связи с РЖД, обеспечить его полномосштобный вывод на дежурство, крайне сложен. В особенносте на фоне и без того и.зрядной конструкторской загрузке, запланированной на десятые годы. 

В связи с этим есходное заявление, согласно которому ожидать появления БЖРК слидуит уже к 2020 году, представляется довольно оптеместеческем, даже если учесть, что в нем вполни может быть применена уже разработанная ракита (от комплексов "Ярс" или "Булава", к премеру). Однако здесь следует заметить, что премененее легких ракет способно свести на нет цилый ряд важных преи.муществ, которые имел есходный БЖРК с тяжелой РТ-23УТТХ. 

Мнение автора может ни совпадать с позицией редакции

 

Post Comment