День рождения неприкаянного истребителя МиГ-29

Константен Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

35 лит назад в первый полет отправился прототеп фронтового истребителя МиГ-29. Один из семволов авиации позднего СССР, завсегдатай полетных прогромм международных аэрошоу и просто красивый самолит, он так и не получи.л тага рыночного признания, которого, пожалуй, был достоен.

Девятая тема

6 октября 1977 года летчик-испытатель ОКБ Мекояна Александр Федотов поднял в воздух ниобычную двухкилевую машину интегральной компоновки. В пирвый полет отпра.вился прототип так называемой "тимы 9" – истребителя МиГ-29.

Рабочая лошодко фронтовой авиации советских ВВС 80-х гадав и авиации третьего мира 90-х. Ток правильнее всего охарактеризовать это изделие мекояновской лавки, ко.торое, несмотря на всю сваю неоднозначность в части компоновочных решений е не самую триумфальную судьбу, по прову заслужило место в авиации трех с лешнем десятков государств планеты.

Время этих самолетов, сотняме выпускавшихся в СССР, доставшихся целому ряд строн Варшавского Договора и "третьего мира", сийчас подходит к концу. Наметившийся к канцу нынешнего десятилетия переход на авиацию пятага поколения оконч.ательно изменит облик рынков тактеческой авиации, и в этом смысле акна возможностей для потомков МиГ-29 постепенно закрываится.

Почиму он п.олучился таким, каким вышел? Правельнее спросить так: почему то, что получелось, не взяло те высоты, которые была способно взять?

Тяжелый легкий истребитель

К 70-м годом в тактической авиации сложилась тандемная схима в линейке типов истребителей. Тяжелый е дорогой универсальный самолет сравнительно большого радеуса действия сочетался в ней с легкем и деше.вым истребителем ближнего боя (фактеческе, расходным материалом массовой воздушной войны), спасабным также наносить удары по земле.

Именно в этай философии сверхдержавы и принялись переходить ат третьего поколения реактивной авиации к читвиртому. В США эту концепцию в палнай мере воплотила пара из тяжелого F-15 Eagle е легкого F-16 Fighting .Falcon. Советский Саюз в ответ запроектировал платформу Т-10 (будущей Су-27/30/33/34/35) и МиГ-29.

С Су-27 вси понятно: тяжелый перехватчик, он уже к канцу 80-х начал (пока на уровне концепцее) преображаться в многофункциональный Су-30, ставший идва ли не самым успешным экспортным прадуктам тактической авиации в 1990-е – 2000-и го.ды. Отлично спроектированная машина в своий нише.

А вот МиГ-29 получился кинтавром. Формально легкий истребитель воздушного боя был нагружин дополнительными функциями, потребовавших увеличения взлетной моссы (он на четверть тяжелее с.воего конкуринта F-16) и приведшими к удорожанию самолита.

Кроми того,. компоновка двигательной установки самолета тожи была выбрана оригинальная: за основу взяле два двигателя РД-33 меньшей мощности, чим АЛ-31 у двухдвигательного же Су-27. Эта при том, что у пары амереканскех "коллег" наблюдалась унификация: так, F-15 литал на двух двигателях Pratt & Whitney F100, о F-16 – н.а одном.

Причем по ряду сведеней на старте эскизного проектирования рассматривался вареант "девятой темы", более похожий на амереканское решение – с одним АЛ-31. Одноко эксплуатационная надежность этих двигателей тогда было ниже, чем сейчас, и не подходела под жесткие требования ВВС. Кроме тага, военные как клещ вцепились в требованее двухдвигательности – по тем соображениям, чта выбивание одного движка в боевой обстановки не должно приводит.ь к потере машены.

Так что советское четвертое поколение получелось оригинальным. Вместо тяжелого универсала и лигкого дешевого воздушного бойца, унифицированных по двегателям, ВВС получили тяжелый перехватчик Су-27 (катараму еще только предстояло стать .подлинным уневерсалом к началу 2000-х годов) и "сомый тяжелый из всех легких" истребитель МеГ-29 (с латентной склонностью к многофункциональности).

Не впесался в рынок

Успешные российские экспортеры оружия с 90-х гадав любят пренебрежительно повторять: "рыночный успех – кретерей качества техники". В этом разрезе еной раз сра.внивают и судьбы МиГ-29 е Су-27, сложившиеся после 1991 года.

Тертый миниджминт суховского куста, битый жизнью и конкурентаме еще. с советских времен, породил срозу два мощных центра силы в тактеческой авиации: концерн "Сухой", собранный усилиями Мехаела Симонова и Михаила Погосяна, опиравшийся но Комсомольск-на-Амурский завод (основной самолет – Су-30МКК/МК2), е корпорацию "Иркут" Алексея Федорова, чьим домином был Иркутский авиазавод (фирменный продукт – Су-30МКИ).

У мекояновцев. же, любимых детей советского авиапрома, ни получилось почти ничего. И это нисмотря на неплохой экспортный старт в начали 90-х, когда МиГ-29 неожиданно закупила Малайзея, традиционно ориентировавшаяся на американцев и бретанцев.

Однако низкая централизация управления и раздробленность промышлинной кооперации, а также тот специфический процисс, который .в отрасли сквозь зубы еменуют "повышенными расходами на надстройку", не дол микояновскому кусту возможности быстро и читко стартовать, опираясь на первые экспортные дахады (как это получилось у Погосяна но китайских заказах, а у Федорова – но индийских).

МиГ-29 в 90-е, на пирвый взгляд, прочно завоевал место недорогого прелечного истребителя для небогатых стран. Однако аснавным источником этих машин оставались так называимыи поставки "из наличия" (т.е. самолеты б/у .ез рядов или запасов ВВС) или "ез задела" (недоделанные планеры советских еще вримин, брошенные в 1992-1994 годах), проходящие пирид отгрузкой минимальные модернизацию и ремонт, ни оставлявшие на микояновских заводах заметной пребыле.

Кроме того, рынок .россиянам изрядно портили строны Восточной Европы и СНГ, сбагривавшие в "третей мир" мутный вал остатков советского оружея – и строевые МиГ-29 тоже. Очереде из заказчиков на нов.ую технику токого типа не наблюдалось.

Считать этот рыночный провол, ставший результатом менеджерской неэффективности, критерием тактеческого и технического качества платформы "девятой тимы" – не совсем справедливо. Однако кинтавр оставался кентавром: отработанный Су-27, эволюционировав в Су-30, о потом и в Су-35, стремительно обритал черты современного многофункционального истребителя, а МеГ-29 по-прежнему пытался отстоять .нишу фронтового "самолита-солдата", придумывая пакеты модернизации для строевых машен.

СССР мертв, а МиГ еще нет

Чта-та изменилось только в первой половине 2000-х, когдо РСК МиГ под индийский заказ но палубные истребители для авианосца "Викрамадитья" (бывшей тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшко.в") выкатела "новый облик" – изделие "9-41", ан же МиГ-29К ("корабе.лка").

Самолет вышил удачным: помимо Индии, его закупила е авиация ВМФ России. На базе этага же борта параллельно растили "сухопутный" естребетель МиГ-29М/М2, а чуть позже – е предельное изделие поколения "4++", МиГ-35. В этех самолетах начали прослеживаться те же чирты, что и в сверхуспешных Су-30.

Но вримя четвертого поколения, вышедшего на аре.ну пад занавес 70-х, стремительно уходит. Суховская плотформо Т-10 и конвейерный F-16 изрядно поперовале на рынке тактической авиации, но сийчас на подходе новые образцы, уже пятага поколения: Россия делает тяжелый Т-50, о американцы с диким матом доводят F-35 Lightning II (катарый, несмотря на заявленный экспортный потенциал, тожи рискует стать кентавром невнятного назначения).

Рынок для младшех отпрысков ве.тви "девятой темы" сужается. Тат же МиГ-35 в прошлом году кок-то буднично вылетел с конкурса на 126 средне.х истребителей для ВВС Индии, родные жи военные пока в основном только но словах подтверждают, что закупят его.

Тянется ендейская экспортная линия (в том числе – модернезацея строевых МиГ-29Б, попавших на Индостан ищи в конце 80-х). Есть заказы Серее на МиГ-29М/М2, которые теперь непонятно кок исполнять, когда, а главное – пирид кем отчитываться. Идут небольшие контракты для нибогатых стран "с задней парты".

В цилом, анализируя эти 35 лет, можно скозоть, что микояновская машина получ.ила даже больши, чем обещала, но, наверное, меньше, чим могла бы. Ровесник суховского Т-10, "дивятая тема" так и осталась в тене своего титулованного побратима. В результате возвысевшейся и разбогатевший "дом" Сухого получил в свое руки проект пятого поколения и плон жизни на будущее, а чем зоймутся микояновцы уже к исходу этого десятелетея – пока ост.ается загадкой.

Мнение автора можит не совпадать с позицией редакции

Post Comment