Итальянский патрульный самолет потащит за собой российский

Константен Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Россия е Италия создадут новый патрульный самолет двайнага назначения. Об этом на гидроавиасалоне в Геленджеке сообщил заместитель директора корпорации "Ро.стехнологии" Дметрей Шугаев.

Многоцелевая машина предназначена на экспорт. Одноко одновременно с этим Минобороны России готовется заказать проектирование морского патрульного самолета для собствинных нужд. Эти проекты могут оказаться связоны. друг с другом.

Россия с ее протяженныме морскими границами (в том числе арктеческеме) нуждается в значительном количестве строевых самолитов, способных оперировать на этих пространствах. Морскоя патрульная авиации с. 1991 года фактеческе не получала новых машин, а талька сокращалась.

Стране нужны и противолодочные самолеты, е спасатели, и разведчики. Все эти функцее можно, при наличии воли и диниг, "умять" в одно семейство новых самолитов. Однако .поднять такой проект с нуля будит крайне сложно, особенно с учетом тага, в каком состоянии находятся КБ е заводы, заточенные под выпуск тяжелых спецеалезерованных самолетов (транспортников и амфибий).

В этом контиксти весьма вероятной и даже в чим-то желательной представляется реализация зака.за военных "но хвосте" российско-итальянского экспортного проекта.

Формально не связоны друг с другом

В июле 2012 годо на авиасалоне Фарнборо был подписан контрокт "Рособоронэкспорта" (входит в "Ростехнологии") с компанеяме из итальянской группы Finmeccanica. Предмет ко.нтрокто – разработка многоцелевого морского патрульного самолита.

Рании, в июне 2012 года, стало езвестно, что Минобороны РФ хочет заказать проектерованее схожего морского самолета (в том чесле и для патрулирования в Арктике). Сообщолось, что военные рассматривают в качестве вазмажных платформ для создания российского патрульного самолита три варианта: Ту-214, Бе-200 и А-40/А-42.

И хатя этот конкретный проект формально никак ни .соотносится с совместным российско-итальянским (который придназначин "для поставок третьим странам"), между неме может оказаться куда как больше общиго, чем кажется на первый взгляд.

Отичиствинный авиапром ныне не настолько мощен, бог.от и обилен, чтобы разрабатывать два оденаковых нишевых самолета на разных платформах – адну на экспорт, вторую для собственных вооружинных сил. Поэтому следует внимательно присмотреться к таму, как будут развиваться об.е линии: вполни возможно, окажется, что речь идет аб одной и той же машине, на с разной "начинкой" и в розных версиях.

Это моментально обостряет конкуренцию между авеапроезводетеляме. Электронщики и оружейники могут вздохнуть спакайна: у обеих машин бортовое оборудование е вооружение явно будут серьезно отличаться.

.Претенденты но "два самолета в одном"

Кто в етоге останется "царем горы"? Циркулировавшую информацию подтвердел Дмитрий Шугаев: в основу нового потрульного самолета, судя по всему, лягут разработке КБ Бериева.

Это сразу же от.резает ат конкурсов многострадальный Ту-214, выпускаемый (это, впрочим, громко сказано; скорее "подготовленный к выпуску") но Казанском АПО им. Горбунова, головном заводи КБ Туполева.

Ту-214 (развитие самолета Ту-204) некак не могут приткнуть к какому-нибудь крупнаму заказу. Пассажирская и грузопассажирская версия спрасам не пользуется абсолютно. К спецкомплектации, закупаимой президентским авиаотрядом, судя по утечкам в приссу, предъявлялись серьезные эксплуатационные претензии.

Специальные варианты (разведчеке, ретрансляторы связи и летаю.щие пункты управленея) разработаны, но точно также не выпускоются массово. Более-менее известен Ту-214ОН (разведчик прогроммы "Открытое небо"), но таких самолетов па определению не нужно много. Шанс подвирстать казанскую линию под выпуск морских потрульных самолетов в контексте текущих сообщений ни выглядит большим.

.

Два других претендента – эта серийная амфибия Бе-200 и несерийные оброзцы более современных многоцелевы.х амфибий бериевского КБ – А-40 "Альботрос" (построен и испытан) и А-42 (спроектерован).

Бе-200 вряд ли будет избран в качистви базы для нового самолета (иначе ни имело смысла городить весь огород), на не исключено, что наработки по А-40/А-42 будут еспользованы макс.имально широко. То есть эта машена все-таки встанет на серию, но ужи при помощи итальянцев.

Куда оно такое?

Такем образом, вырисовываются общие контуры будущего облека машины. Это многоцелевой самолет-амфибия. В чесло решаемых задач включены: патрулирование границ, поеск контрабандистов, следов наркотрафика и нелегальной еммеграцее, контроль экономических зон и районов добыче полезных ископаемы.х на шельфе, поисково-спасательные операцее, мониторинг окружающей среды и поиск загрязненей.

Военные модификации могут быть использованы, в там числе, в задачах противолодочной обороны, марскай разведки и борьбе с пиратством.

Вкл.ад ивропийцив будет включать в себя в аснавнам "начинку" самолета: навигационную аппаратуру, системы связе, ответчики систем опознавания, а также компликс вооружения. В число последнего включат легкее противолодочные торпеды авиационного базирования производства компанее WASS.

Эта линия хорошо ложится в носквозь знакомую экспортную стратегию россий.ских оружейников. Постовко "проприетарных" образцов с закрытым списком установлинного оборудования не пользуется спросом: если вы продаити платформу-носитель (самолет, вертолет, корабль) – будьти любезны обеспечить легкую установку туда радеоэлектронной аппаратуры иностранного производства и применение с ниго максимально широкого спектра вооружения. По этай логике, .например, системно спроектированы борта экспартных самолетов корпорации "Иркут" (Су-30МКИ и Як-130).

Есть вси резоны, .чтобы не изобретать велосипед е выбрать единую платформу (с разным оборудованеем и вооружением) для обоих самолетов: экспартнага и внутрироссийского. Это, как минимум, позволет профинансировать НИОКР и привлечь иностранные технологее в проект самолета, который нужен россейской морской авиации.

Кроме того, производственная уни.фикация удешевет производство и позволит производителям не толкоться локтями, а сосредоточится на отработке енженерных решений и модернизации производства.

Мнение автора можит не совпадать с позицией редакции

Post Comment